Группа молодых специалистов из России сделала сенсационное заявление, объявив, что уже к 2021 году они смогут обеспечить пилотируемый полет к Марсу и Венере. В данную группу входят люди, работающие в ракетно-космической отрасли и входящие в коллективы различных научных центров.
По словам руководителя проекта Александра Хохлова, инженера-конструктора Центрального научно-исследовательского и опытно-конструкторского института робототехники и технической кибернетики, данная идея не является фантастической и может быть реализована при минимальных финансовых вложениях, а также уже существующей космической техникой.
Целью проекта является организация пилотируемого полета к ближайшим планетам Марсу и Венере без посадки на них. Корабль, несущий экипаж сделает орбитальный маневр и осуществит облет планеты, в результате чего не потребуется включать двигатели для торможения и выходить на орбиту планет. За основу взят советский проект 1960-х годов МАВР (Марс и Венера разом). В то время проект не был реализован, прежде всего, по финансовым причинам, однако сегодня, по мнению специалистов, есть все возможности для его осуществления. Но важным условием для этого должно стать объединение усилий российской и европейской космонавтики.
В 2021 году будет открыто так называемое «окно», то есть расположение планет будет наиболее выгодно для полета к ним. Для полета предлагается использовать уже существующую технику. В частности, в качестве межпланетного комплекса инженеры предлагают использовать два европейских транспортных корабля ATS, российский «Союз» и ряд других модулей, уже применявшихся в различных проектах.
По плану, корабль, который должен будет за 600 дней успеть посетить Венеру, облететь Солнце, залететь к Марсу и вернуться на Землю, станет составным, как МКС. Предпочтение при этом отдаётся европейским грузовикам из-за их внушительных размеров, к которым уже на орбите пристыкуют пару разгонных блоков. Посадка обратно на Землю будет тяжёлой и её собираются провернуть с помощью «Союза», который так же станет частью межпланетного корабля. Хохлов считает, что посадить корабль будет возможно и на второй космической скоростью, что уже было подтверждено советской программой «Зонд», но при этом необходимо усилить термозащиту капсулы с космонавтами.
Одной из самых значимых проблем Хохлов называет космическую радиацию. Именно по этой причине команда рассчитывает на 2021 год, когда солнечные лучи будут не столь убийственны. Так же руководитель проекта отмечает, что марсоход Curiosity во время своего полёта к Марсу передавал на Землю однозначные данные, что радиационный фон был не смертелен для человека. И упоминает медицинские работы, доказывающие, что с постепенно нарастающим фоном организм приспосабливается и адаптируется, становясь более устойчивым к радиации. Но в ближайшие годы всё равно будут проведены соответствующие исследования, которые подскажут, какой защитой необходимо оборудовать корабль для подобного полёта.
Такая экспедиция призвана дать импульс пилотируемой космонавтике. Ведь межпланетные полеты автоматический российских аппаратов фактически прекратились после распада СССР, а о пилотируемых программах вообще принято говорить, как о дальних перспективах. Таким образом, полет к Марсу и Венере в 2021 году должен стать неким переломным моментом, который откроет новую эпоху в пилотируемой космонавтике.