В 1956 году советский писатель и популяризатор науки Карл Гильзин не сомневался в том, к какой цели прежде всего направят свой путь межпланетные корабли, - этой целью будет Луна. По его мнению, выбор маршрута первого межпланетного полета определялся гораздо более прозаическими соображениями: Луна - ближайшее к Земле небесное тело, полет на Луну - самый простой из всех межпланетных полетов.
Вот что он писал в своей книге "Путешествие к далеким мирам": "Небольшое расстояние до Луны играет очень большую роль. Полет на Луну - это единственный пример полета с Земли, когда расстояние межпланетного корабля от Солнца меняется в полете столь незначительно, что этим изменением можно пренебречь. Но это значит, что притяжение к Солнцу практически не будет оказывать никакого влияния на полет корабля, влияния, которое оказывается решающим в случае более дальних полетов на планеты. В частности, это значит, что любой корабль, подготовленный к полету на Луну, может стартовать практически в любое время, в любую минуту, не дожидаясь особо выгодного взаимного расположения станций отправления и назначения, как это оказывается необходимым в случае полета на планеты. Это же относится и к обратному полету на Землю. Поэтому в будущем, когда межпланетные полеты станут заурядным явлением, будут такими же будничными, как и полеты самолетов на земных авиалиниях, пассажирские корабли, скажем, Москва - Луна, будут курсировать с такой же регулярностью, как скорые поезда Москва - Сочи. Полеты же на Марс или Венеру будут скорее напоминать проход кораблей по Северному морскому пути, в котором участвует сразу целый караван судов, используя для этого наивыгоднейшее время года.
Пусть, например, на высоте 500 километров над Землей создана заправочная станция - топливохранилище, мчащееся вокруг Земли по круговой или слегка эллиптической орбите со скоростью 7,6-7,7 километра в секунду. В цистернах этого хранилища могут быть постепенно накоплены сотни и тысячи тонн топлива, перебрасываемого с помощью грузовых ракет-«танкеров» с Земли.Межпланетный корабль Москва - Луна подлетает к заправочной станции и выравнивает свою скорость со скоростью этого искусственного спутника. Теперь они мчатся рядом вокруг Земли.
Можно предложить и такую схему полета на Луну с использованием заправки в воздухе, пока не созданы специальные искусственные спутники-топливохранилища. Вместо одного корабля весом, скажем, 20 тысяч тонн одновременно взлетают три ракеты весом по 6000 тонн. На высоте 500 километров ракеты превращаются в спутников Земли, причем две из них заправляют третью, которая отправляется в дальнейший полет. На небольшом расстоянии от Луны этот корабль оставляет на орбите запасные баки с топливом, которые становятся на какое-то время спутниками Луны, а сам совершает на нее посадку. На обратном пути он «прихватывает» баки. Такие операции сводят к минимуму непроизводительную затрату топлива на разгон и торможение самого же топлива, что является, вообще говоря, главной бедой астронавтики.
Продолжительность полета до Луны будет зависеть от избранного маршрута и главным образом - скорости полета. Как и при путешествии по Земле, чем быстрее будет совершаться полет на Луну, тем дороже он обойдется, так как потребует большего расхода топлива.
Экспресс Москва - Луна будет совершать свой полет за сутки или даже за одну ночь, как сейчас идут поезда из Москвы в Ленинград. Конечно, организация таких курьерских перелетов станет возможной только тогда, когда будут найдены более калорийные топлива, да и то, очевидно, только при заправке в пути. Наиболее вероятной будет продолжительность полета порядка двух - трех суток. За все это время двигатель корабля будет работать не более 10 минут - при взлете с Земли и посадке на Луну. Весь остальной путь корабль пролетит, не расходуя ни капли топлива. Иначе ни о каком межпланетном полете нельзя было бы и мечтать.
Жизнь на Луне будет суровой, природа ее враждебна человеку, и ему придется самому обеспечивать себя всем необходимым для существования.Решающим, конечно, является отсутствие атмосферы на Луне. Поэтому человек там должен находиться в костюме, изолирующем его от окружающего пространства. Костюм может быть обычным астронавтическим одеянием «пловцов» в мировом пространстве, либо может быть более сложным и совершенным. Во всяком случае, такой костюм будет весьма громоздким сооружением, по сравнению с которым средневековые рыцарские латы будут выглядеть, вероятно, более изящными. Сравнительно большой вес костюма не будет служить препятствием, так как вес на Луне в 6 раз меньше земного - центнер на Луне превращается в пуд. Так как человек, весящий на Земле 60 килограммов, на Луне «облегчится» до 10, то костюм, весящий даже 150 килограммов, доведет общий вес человека в костюме до 35 килограммов, то есть и при этом условии человек будет чувствовать себя примерно вдвое более легким, чем на Земле.
Создание поселений на Луне будет вполне возможно, хотя и связано с большими трудностями. Жилыми помещениями для людей первое время будут служить, конечно, доставившие их на Луну межпланетные корабли. Затем могут быть смонтированы особые лунные палатки из сверхпрочной пластмассы. Постоянные жилища будет, вероятно, целесообразно устроить под поверхностью Луны, «подлунные» (по аналогии с подземными), если это, конечно, окажется возможным. Это будет иметь смысл с точки зрения теплоизоляции, герметизации, расхода строительных материалов, защиты от вредных воздействий мирового пространства и т. д. Постепенно под поверхностью Луны могут быть созданы целые подлунные города.
Все снабжение людей на Луне будет осуществляться, во всяком случае первое время, с Земли. Земля будет поставщиком воздуха, потребного для дыхания, пищи, воды, всех жизненных припасов. Затем постепенно лунное поселение сможет перейти на «самообслуживание». Большое оранжерейное и парниковое хозяйство может служить источником снабжения кислородом, овощами и фруктами. Кислород можно будет добывать, вероятно, и из лунной почвы: ведь наша земная кора чуть ли не на 50 процентов состоит из кислорода.Во многих минералах на Земле имеется вода; вероятно, ее удастся добывать и на Луне не исключена возможность, что на дне самых глубоких впадин будет обнаружен и лед. Основные продукты питания можно будет получать впоследствии синтетическим путем. Не исключено и создание животноводческих ферм. Таким образом, все необходимое для жизни на Луне можно обеспечить.
Для передвижения по поверхности Луны будет использоваться либо электрический транспорт - электромобили, а затем и электропоезда, либо тепловые двигатели, работающие на ракетных топливах, - газотурбинные, в некоторых случаях реактивные. В связи с неровностями лунной поверхности очень полезной была бы на Луне авиация, но из-за отсутствия воздуха обычной авиации там быть не может. Для этой цели можно будет использовать летательные аппараты, снабженные ракетными двигателями, создающими не только тягу, но и подъемную силу.
Связь между лунными жителями будет осуществляться по радио. Чтобы увеличить дальность действия радиосвязи, очень небольшую вследствие резкой кривизны лунной поверхности, каждый костюм-скафандр надо будет снабдить как можно более высокой антенной. Без антенны возможна будет связь не более чем на 2-3 километра; антенна высотой 15 метров удлинит этот радиус действия до 10 километров. Для беседы при непосредственной встрече могут быть использованы и устройства, подобные ларингофонам, применяющимся нашими летчиками в полете.
Много ценнейших исследований смогут провести на Луне физики, химики, биологи, физиологи, врачи и т. д. Конечно, подробному изучению будет подвергнута сама Луна. Будет сделан важный вклад и в изучение планет: на Луне будут использованы телескопы с гораздо большим увеличением и несравненно лучшим качеством изображения, чем в земных обсерваториях, что позволит, в частности, получать идеальные фотоснимки планет. С другой стороны, визит на Луну позволит подвергнуть критической оценке многие методы наблюдения и изучения планет, применяющиеся астрономией (и на основании проверки правильности земных наблюдений за Луной и по данным наблюдений с Луны за Землей). Будет выяснен химический состав веществ, образующих поверхность Луны; до сих пор, несмотря на близость Луны, ученые ничего об этом не знают - тогда как состав звезд, находящихся в миллиарды раз дальше, хорошо известен благодаря тому, что они сами излучают свет.
Наблюдения за Землей дадут много ценного материала для географов и метеорологов. Много полезного получат от визита на Луну геологи в отношении выяснения процессов образования Земли, влияния атмосферных явлений на характер земной поверхности и т. п. В частности, глубокие шахты, вырытые на Луне, позволили бы сделать важные выводы о строении глубинных слоев земной коры, так как процессы образования Земли и Луны были, очевидно, аналогичными, а для получения таких же выводов на Земле пришлось бы прорыть в 10-15 раз более глубокие шахты, что вряд ли возможно.
Короче говоря, Луна станет в будущем обширнейшей научной лабораторией, и филиал Академии наук, организованный на Луне, станет поставщиком неоценимой научной информации.
Заманчивы возможности промышленного использования Луны. На Луне могут быть созданы рудники для добычи многих ценных ископаемых - металлов и минералов, а по некоторым предположениям, тяжелые металлы, заключающиеся в метеоритах, могут быть обнаружены непосредственно на поверхности Луны. Некоторые авторы пишут о возможности создания на Луне различных химических заводов, в частности, по производству топлив для ракетных двигателей. Для питания энергией всей этой лунной индустрии предлагается использовать солнечные силовые установки огромной мощности. Ведь теоретически с одного гектара лунной поверхности может быть получена за счет солнечного тепла мощность до 15 тысяч киловатт. Правда, такие солнечные энергостанции на Луне смогут работать лишь в течение лунного «дня», то есть примерно двух земных недель, а затем столько же времени не будут освещаться солнцем. Поэтому, как пишут авторы таких предложений за рубежом, придется устраивать кольцевание этих станций, расположенных на большом расстоянии друг от друга, чтобы всегда хоть одна из них была освещена солнечными лучами. По мнению авторов всех этих предложений, продукцию лунных заводов можно либо использовать на месте, либо отправлять на Землю.
Луна будет не только первой целью межпланетного полета, но и имеющим важнейшее значение учебным центром для подготовки дальних межпланетных полетов, тренировки астронавтов, испытания кораблей, аппаратуры и т. д. На Луне будет, вероятно, в будущем функционировать постоянный «учебный лагерь» Высшей астронавтической школы, в котором будущие астронавты будут завершать свою теоретическую и практическую подготовку.
Важную роль будет играть Луна и в качестве промежуточной станции для дальних межпланетных кораблей в случае, если на ней можно будет наладить производство ракетного топлива. Организация такого производства будет едва ли не самой важной и первоочередной задачей людей на Луне.
Конечно, намеченная выше в общих чертах программа освоения Луны - задача, рассчитанная на многие десятилетия..."