Окончание (Начало
здесь,
здесь,
здесь и
здесь)
Что происходит с ребёнком, когда он узнаёт о смерти другого ребёнка, например, брата или сестры?
Это по-своему более сильная травма, чем смерть родителей. Надо учитывать, что здесь страх собственной смерти гораздо сильнее, потому что это событие подрывает успокоительную убеждённость в том, что "умирают только старые люди". Сильнее здесь и чувство вины, потому что между братьями и сёстрами обычно существует естественная конкуренция; кроме того, дети чаще сердятся друг на друга - это более легитимно, чем сердиться на "маму и папу". Кроме прочего, дети нередко прямо говорят или думают о брате или сестре "лучше бы тебя не было" или придумывают какие-то вполне прозрачные пожелания смерти.
Поэтому реакция ребенка может быть очень сложной. И тут неплохо, чтобы ребёнок поработал с детским психологом, потому что уж очень силён переживаемый им стресс. "Розенцвейг и Брей представляют данные, указывающие на то, что в выборке больных шизофренией достоверно чаще, чем в выборке из нормальной популяции встречалась смерть сиблинга, наступившая до шестого дня рождения пациента".
Переживание горя родителями для ребенка большой стресс. Это не значит, что родители должны скрывать свои переживания, но хорошо бы, во-первых, сохранить возможность обсуждать с живым ребенком свои чувства, во-вторых, не забывать о нем, сосредотачиваясь на ребёнке умершем.
Распространенная ошибка родителей: перенесение ожиданий с умершего ребенка на оставшегося, которое, к сожалению, бывает поддержано окружающими взрослыми: «ты теперь должен больше радовать мамочку» и т.д. Не стоит усугублять чувство вины, которое и так есть, и вешать дополнительный груз на ребенка. Правило простое: если взрослый не справляется со своими чувствами по поводу потери ребёнка (что тоже вполне естественно), следует искать профессиональной помощи.
Вместо послесловия хотелось бы привести цитату из сборника Ирвина Ялома "Лечение от любви и другие психотерапевтические новеллы":
"Мне всегда казалось, что то, как человек встречает смерть, в огромной степени зависит от модели, заложенной родителями. Последний дар родителей своим детям - это урок принятия собственной смерти"