Сентиментальный киношансон для семейного просмотра.

Sep 29, 2009 23:27

«Каникулы строгого режима», режиссёр Игорь Зайцев, 2009 г., лидер российского проката в сентябре.

Удивительный фильм. А удивителен он прежде всего тем, что бесследно проходит навылет, не усваиваясь и не откладываясь. Будто его и не было вовсе. Лишь случай заставил меня с большим трудом вспомнить наутро о вечернем просмотре.

Скажете, обычное дело - 99% масс-культпродукта таковы, было бы о чём говорить. Не знаю. Может быть, я как-то неправильно сделан, но меня масс-культпродукт всегда раздражал как раз своей способностью занозить, застревать, вызывать непроходимость, колики и т.п. В общем, назойливостью своей ненужной. Приходилось применять специальные меры - как прыгают на одной ноге, чтобы воду из уха вытряхнуть и т.п.

Если провести аналогию с психоактивными веществами, то «Каникулы строго режима» можно сравнить с марихуаной. Не по воздействию, а по характеру последствий, т.е. отсутствию ощутимого похмелья. Обычно же масс-культпродукт российского производства напоминает ядрёный ёрш.

Одним словом, «Каникулы строго режима» - практически кристально чистый, безопасный time-killer. Недаром произведён при участии 20th Century Fox. Там на этом деле собаку съели.

Но я ведь не просто так его смотрел, а чтобы вам рассказать. Поэтому стал усиленно вспоминать и думать. А вспомнив, удивился, каким образом этому фильму удалось так незаметно проскочить. Ведь было же чему застрять.

Да вот хотя бы оформленному не то в китайском, не то в японском стиле вступлению с медитативным треньканьем и философическим стихотворением о дикой пчеле, которой всё равно «кто мы и зачем мы здесь - мир внизу для неё только дорога цветов». Его целесообразность как бы должна объясняться тем, что большую часть экранного времени главные герои проведут в пионерлагере на берегу озера, в японизированном домике на воде. Где испытают духовное перерождение - в финале духовно переродившийся персонаж Дюжева нарисует разноцветного китайско-японского дракона на стене барака в зоне (не люблю, мол, серый цвет, гражданин начальник). Что так, что эдак, всё равно ни фига непонятно, для чего понадобилась эта «китайщина-японщина» в качестве символа разумного, доброго, вечного.

Да и ладно. За экзотинку сойдёт. Не будем придираться по мелочам. Сразу перейдём к главному.

Соответствует ли фильм заявленному жанру? Если я что-нибудь понимаю в комедиях, то ни разу не соответствует. Дело не в том, что фильм недостаточно динамичный и смеяться во время просмотра приходится нечасто. Каждая комедия, в конце концов, имеет право быть неудачной. Но когда по сюжету из-за воровского «общака» ставится под угрозу жизнь детей - это, блин, никакая не комедия. И даже не трагикомедия.

Кроме того, в комедии обязательно должно быть наказано зло. Каким-нибудь постыдным и нелепым образом - см. «Чёрная кошка, белый кот», где паршивца Дадана с головой окунули в дерьмо. В «Каникулах» дерьмом обливают главного героя, а главный злодей - оборотень в погонах - остаётся чист, как будто так и надо.

Хэппи-энд, конечно, почти всегда обман. Только в комедии без него никак, так уж заведено. Здесь же вместо хэппи-энда, победы чуда над законом, зрителю предлагается сомнительное торжество уголовного кодекса. Главные герои, которые бежали из лагеря строгого режима и укрылись в лагере пионерском, став там вожатыми, а потом и лучшими друзьями детей, едва успели духовно переродиться под влиянием великой японской культуры, как в финале снова оказались на зоне. Хде справедливость?! Та, которая высшая и выше судов земных. А нету. «И снова зона - дом родной / Опять барак, опять конвой». Этот финал определённо вырастает не из комедийной логики, а из логики псевдо-страдальческой тюремной лирики.

Персонаж Безрукова под занавес пускает шансонную слезу в камере над малявой с вольняшки. От не в счастливый час полюбившей его пионервожатой и матери-одиночки. Чей сын так хотел иметь отца - «большого авторитета на зоне». Видимо, придётся ему подождать ещё лет пять-десять.

С появлением этого фильма можно говорить о возникновении нового жанра в российском кинематографе - сентиментального киношансона для семейного просмотра. Ура, товарищи!

Т.н. «блатная культура», похоже, окончательно утвердилась в качестве традиционной русской. Утвердилась настолько, что её теперь без малейшего стеснения «впаривают» даже детям. Шизофренически соединяя с прославлением чёткого и честного спецназа.

кино

Previous post Next post
Up