Антон Уральский - растоптанная Алёна Писклова сегодня.

May 28, 2008 16:51

История о том, как псих по имени Антон Уральский звонил в техсаппорт компании «Стрим», и в течениe 18 минут разрывал моск тамошнему сисадмину, а тот героически сопротивлялся и изображал ледяное спокойствие, вызвала лютый, бешеный смех обитателей интернетов, и широкий общественный резонанс... (с) Луркоморье



(с) Иллюстрация позаимствована у kinomonster

Не знаю, как вас, а меня этот «лютый, бешеный смех обитателей интернетов» шокировал.

Владимир Пропп в книге «Проблемы комизма и смеха» писал: «Смеяться можно над человеком почти во всех его проявлениях. Исключение составляет область страданий...». Запись же разговора Антона Уральского с оператором центра технической поддержки компании «Стрим» - ни что иное как задокументированное доведение человека лакейским хамством до истерики. Сам оператор признался в одном из интернет-блогов: «он всем позвонил почти, просто я его довёл круче всех) он так ни у кого не орал)». Этот факт, кстати, обязательно необходимо иметь в виду при прослушивании записи: Антон не первый раз безуспешно искал правды, по всей видимости, выслушивая один и тот же «машинный» ответ о «разрыве сессий раз в 24 часа», в то время как он хотел выяснить причину неоднократных обрывов соединений и ответ на вопрос, почему раньше всё было хорошо, а теперь всё плохо. От такого неподдельного кафкианства у кого хочешь «башню заклинит».

«Оригинальным был юмор приказчиков. В московских Верхних рядах, например, завидят они приезжего "чайника" и выставляют всюду материю зелёного цвета. Приезжему же нужна, допустим, серая. А ему всюду показывают зелёную и божатся, что это и есть серая. Обойдя все ряды, ошарашенный покупатель думает, что у него с глазами или мозгами не в порядке. Приказчики же животики надрывают от смеха».

Показательно и то, что оператор, совершенно не учитывая уровень знания пользователем компьютерной терминологии, без пояснений употребляет такие слова как «сессия» и «роутер».

«Шиком среди парикмахеров и официантов считалось к месту и не к месту употребление французского языка. В парикмахерских можно было услышать: "Мальшик, шипсы апорте дусманс иси!" ("Шкет, гони щипцы живо!")».

Обитатели интернетов, надрывавшие животики вместе с приказчиками, своим «надсмеяльным рассмешищем» стремятся продемонстировать, что эти словечки для них как родные, что они всё понимают и таких «глупых» вопросов ни в жизнь не задали бы, и уж конечно не стали бы так кипятиться - с их-то, модными нынче, холодной головой и вымороженным сердцем. Их смех - не просто средневековый смех над убогим, пьяный, невежественный и утробный. Это головной, высокомерный смех кастового превосходства. Посвящённых над непосвящёнными, продвинутых над «отсталыми», искушённых юзеров - над «ламерами». Такой смех сейчас в ходу. В том числе в lj-среде. Те, кто владеет «тайным знанием» мемов, трэндов, брэндов, короче, того, «что сейчас носят в Париже», по одной этой причине занимают позицию «на табуретку выше оппонента».

Кроме толпо-элитаризма и кастовой солидарности, обитатели интернетов неожиданно проявили свою коллективную лояльность системе.

История про «не было ни единого разрыва» - отнюдь не о том, как один козёл убогого обидел. Эта история о системе, которая превращает одного в заводящегося ключиком автоматона, другого в трёхнутого на всю голову невротика, а тысячи остальных - в очумелую массу смехачей. Системе, обманувшей маленького человека россказнями о том, будто рынок сделает его счастливым, перед ним откроются все двери и расстелятся ковровые дорожки, за его копейки ему будут услужливо дуть в попу, никто его больше не обидит, все станут искренне улыбаться, ни слёз, ни горести, ни воздыхания не будет. Системе, которую Эрих Фромм назвал «технократическим фашизмом с улыбающимся лицом». (Не случайно современный кинематограф так часто прибегает к образу клоуна-убийцы.) Эта система разжевала и выплюнула доверившегося маленького человека - чтобы знал своё место и не возникал. А следом за ним выкинула и «агента Смита», оператора - за то, что выдал её сокровенную тайну: ей глубоко начхать на людей, даже если они - её клиенты (а чьи же ещё? - «куда ты денешься с подводной лодки»).

Именно ей на этот раз присягнули обитатели интернетов. Не понимающие, что хохоча над Антоном Уральским и пиная его, они хохочут над собой и пинают сами себя. Поскольку в этом кафкианском процессе им отведена та же роль, что и ему. Точно так же им когда-нибудь захочется кричать благим матом, биться головой в стену, но - ой-ё, никто не услышит.

Я сказал присягнули на этот раз, потому что всего четыре года назад происходило нечто совершенно обратное - вспомните историю с Алёной Пискловой, анти-Барби, возглавлявшей список лидеров голосования в онлайновой части конкурса «Мисс Вселенная». Тогда рунет - по инициативе, исходившей из ЖЖ - выступил против репрессивной структуры, предписывающей нормативы красоты и правила поведения при выборе «красавицы». Иными словами, в 2004-ом году рунет выступил против авторитарного порядка власти.

Сейчас, четыре года спустя, обитатели интернетов выступили уже на его стороне...

Почему, что изменилось за это время?

дивный новый мир, козлы-злы, звериный оскал бытия, социальная культурология, жэжэ

Previous post Next post
Up