Будь я склонен к преувеличениям, я бы сказал, что вторая по величине народность в Украине - это грузины. Что они здесь повсюду, встречаются на каждом шагу. На самом деле я пока встречал всего пятерых. Они опровергли моё представление о себе, как о маленьком народе, где все знакомы. Никто из них не знал моих родственников, живущих в Тбилиси, и друг друга («Ваха? Кто такой Ваха? Бесо? Какой такой Бесо?»). Но то, что все они были горячими патриотами Украины, это точно. Один из них тут же попытался подарить мне новую куртку «Mexx» со своего плеча, приняв за вернувшегося с фронта бойца, и в итоге отдал её моему сыну, не принимая отказа. Другой вызвался бесплатно помочь в очень важном и непростом деле за то, что я «друг украинского народа». В конце концов я встретил командира «Грузинского национального легиона», добровольческого формирования, воюющего на Донбассе, Мамуку Мамулашвили. Огромного добряка, косая сажень в плечах, с мягким голосом и немного детским выражением лица, для которого эта война - уже четвёртая война с Россией. Которая длится для него уже десять месяцев. И на этот раз, уверен Мамука, Россия выйдет проигравшей. Должна проиграть, иначе «всё будет Донбасс».
Когда я спросил у Мамуки, чем он занимался до того, как стать военным, тот, смеясь, ответил: «Играл с игрушками». Он самый молодой грузинский ветеран. Пятнадцатилетие Мамука отметил в плену у российских военных в Абхазии, куда попал на четыре месяца, уйдя на войну вслед за своим отцом, генералом Зурабом Мамулашвили. Потом была Чечня, потом российско-грузинская война 2008 года. Несмотря на такой послужной список, у Мамуки два высших образования. Международным отношениям, например, он учился в Париже. Был политическим советником министра обороны Грузии во время президентства Саакашвили. Кроме того, Мамука является президентом грузинской Федерации смешанных единоборств, в просторечьи - «боёв без правил». Во время Майдана грузинская команда, выступавшая под его руководством на чемпионате мира в Баку, получила три призовых места и вышла получать награды с жёлто-синими флагами в знак поддержки украинцев.
- Вы не встречались по линии «боёв без правил» с харьковским «Оплотом», печально известной в Украине организацией, ставшей одним из оплотов российской агрессии на Донбассе?
- Встречались, и не один раз. Последний - в 2013 году, когда они проводили в Харькове «чемпионат Советского Союза», так это называлось. Как понятно из самого названия, мероприятие было не только, а может, и не столько спортивным, сколько политическим. Его организаторы старались выжать из бойцов, людей, сами понимаете, не очень разговорчивых, максимум возможного для пропаганды идеи «русского мира» под ностальгическим советским соусом. У каждого спортсмена брали интервью перед боем, провоцируя его таким образом, чтобы он присягнул имперскому «единству». В общем, уже тогда была понятна агрессивная направленность этой организации против Украины, они её не скрывали, просто некому тогда было обратить на это внимание. Мы не стали участвовать в этом балагане, держались в стороне, в рамках спортивного мероприятия. Но понять наше отрицательное отношение можно было. Только их руководитель, Евгений Жилин, думаю, он работал на ФСБ, оказался туговат умом. До него не дошло. Когда началась вся эта заварушка в восточной Украине, Жилин додумался предлагать нам в ней поучаствовать! Давай, мол, вместе «бандеровцев» бить. Совсем глупый, да? Мы его, конечно, послали. Я ему сказал, что однажды его самого поймаю и лично надеру задницу. Постараюсь сдержать своё слово.
- А зачем вам это всё, Мамука? Бойцовский азарт? Желание взять реванш?
- Если вы имеете в виду, что мы какие-то озлобленные люди, которые приехали убивать русских из личной ненависти к ним, то это не так, конечно. Мы, во-первых, просто сильно любим Украину, она же попала в беду, чему виной Россия, а во-вторых, защищаем здесь свою собственную страну. Война на Донбассе - это продолжении войны в Грузии, или даже шире - один из эпизодов войны на просторах бывшей российской империи, просторах бывшего СССР, как её инкарнации, которая вспыхивала в разных местах по одной причине - фантомных имперских болей. Пора бы уже этот пожар потушить, а империи - окончательно распасться. «Доктор сказал в морг, значит в морг», как говорится.
- Как вам кажется, есть ли разница в восприятии грузин и украинцев России?
- У нас, грузин, есть чёткое, твёрдо усвоенное представление о России как об агрессоре. Как об очень коварном и опасном враге. К сопротивлению которому мы морально всегда готовы. Многие украинцы ещё не до конца избавились от иллюзий, у них не выветрились лживые рассказы о братстве. Россия если и брат, то это брат Каин. Как человек военный, я считаю, что украинцам надо научиться ненавидеть. В то же время, как христианин, я не могу призывать к ненависти, поэтому скажу так: нужно научиться правильному отношению к врагу - без лишних сантиментов. Чем скорее придёт это осознание, тем меньше жертв будет, тем скорее закончится война. Колеблющаяся масса создаёт благодатную почву для расширения пространства войны. Возьмите те же Харьков и Одессу. Почему там гремят взрывы? Парадоксальным образом, потому что там есть немало людей, которые не видят в России врага. Всем украинцам стоило бы стать немного грузинами.
- Когда вы говорите о чётком восприятии грузинами России как врага, речь идёт об официальной позиции грузинских властей?
- Нет, только об ощущениях грузин как народа. Абсолютное большинство грузин поддерживают Украину и желают ей победы в этой нелёгкой битве, можете быть совершенно уверены в этом. В то время как нынешние власти, например, долго не давали приземлиться самолёту с телом первого погибшего на Донбассе грузинского солдата, в течение суток его не принимали в грузинском аэропорту, двенадцать часов пришлось ждать в Ереване. Видимо, спрашивали у Путина разрешения по телефону. Или напряжённо придумывали оправдание перед ним. Красноречивый факт, по-моему.
- Может быть, вы что-то знаете о Тархане Батирашвили, выходце из Грузии, более известном под именем Абу Умара аш-Шишани, который возглавляет одну из исламистских группировок, воюющих в Сирии против Асада?
- Лично я с ним не знаком, ничего не могу о нём сказать. Но я считаю, что на той войне грузинам делать нечего. Каждый грузин сегодня должен воевать в Украине - против России. Она угрожает не только Грузии, но я не считаю себя вправе призывать граждан других стран, пусть каждый сам делает свой выбор. Могу только сказать, что крепко задуматься стоило бы всем народам, которые Россия записывает в «братские», и всем государствам, чьи территории когда-то входили в состав российской империи.
- Как международник, что вы думаете по поводу позиции стран Запада в отношении этой войны?
- Пока я вижу только явственное желание от неё отгородиться, стараться не замечать, вытеснить её куда-то на периферию сознания, чтобы не слишком беспокоила. В каком-то смысле такое отношение потворствует дальнейшей агрессии России, что может привести в итоге к росту её аппетитов и тогда конфликт распространится на другие европейские страны. Это может быть губительно, катастрофично для Европы. И значительная доля вины за эту возможную катастрофу будет лежать на ней самой. Нельзя подкармливать очередного фашистского монстра своей нерешительностью. Путинская Россия от гитлеровской Германии может отличаться в каких-то нюансах, но интеллектуально, скажем так, это одинаковые образования. И одинаково опасные.
Оригинал + ФОТО