Борисов, наверное, один из самых пассионарных городов Беларуси. Недаром именно отсюда лучший белорусский футбольный клуб. Печальную известность приобрела снайперша Наталья Красовская, которая воевала на стороне сепаратистов. На днях я встретил на Донбасском фронте ещё одного белоруса из Борисова, заместителя командира добровольческого батальона «Киев-2» с позывным «Град» и нашивкой «Укроп» на рукаве.
Не могу припомнить, когда в последний раз я был рад встрече с соотечественником за рубежом или специально искал её. Слишком слаба между нами, белорусами, сила притяжения. Не представляю, что общего у меня могло быть с той же Натальей Красовской, помимо паспорта одинакового образца. С «Градом» у нас теперь разные паспорта, он с 2005 года живёт в Киеве, у него паспорт гражданина Украины, украинская семья. В Беларуси ему, говорит, уже как-то непривычно и неуютно. Мне же приятно было встретить под Волновахой земляка, очень похожего на себя человека: коренастого, с круглым лицом, серыми глазами, русыми волосами и медленной, немного медвежьей походкой.
Нельзя отказать в пассионарности Наталье Красовской, только трудно понять, что она делала на Донбассе с оружием в руках. У «Града» нет её авантюрности, он полностью лишён эпатажа. Если снять с ним интервью на видео, оно бы не набрало столько просмотров на YouTube. Говорит спокойно, вполголоса. Ничего «горяченького». Крутизной своей не хвастается, посланий «батьке» не шлёт. Впрочем, кураж, он как раз и свойственен агрессору, «джентльмену удачи» или бандиту. Если же ты делаешь такую простую и понятную работу, как защита своей семьи, тебе незачем куражиться.
Родители «Града», живущие в Беларуси, и многие белорусские друзья его не понимали. «Хунта», «каратели», «укропы», «мирные жители Донбасса», известный набор рядового зрителя российского телевидения. Вы просто представьте, говорил он им, что в Брестскую область зашли украинские войска и нагло хозяйничают там. Сосед пробил отбойным молотком дыру в стене вашей квартиры, начал через неё то и дело захаживать, погуливать здесь, следить, покрикивать, порядки свои наводить. Каким бы он там родственником тебе ни был, пусть даже братом родным, какого хрена? Даже родная мать не понимала, пока не приехала к нему в гости и некоторое время в Украине не провела.
Что касается сторонников ДНР, их воплощением для него стал задержанный батальоном «Киев-2» мужик, ездивший собирать золото на место падения малазийского «Боинга». С ювелирными весами, всё как положено. Он с мертвецов снимал золотые украшения. Пожалуй, такое желание быстро и на халяву что-то себе урвать, не разбирая средств, двигало большинством тех, кто хотел уже завтра получить российские зарплаты и пенсии, поэтому хлопал в ладоши всяким «гиркиным» и «бородаям». Хотя среди людей с оружием там есть и мрачные идеалисты.
Украину «Град» не любит безоглядно - такой, какая она есть, иначе не вышел бы когда-то на Майдан с желанием кардинально её изменить. Кстати, на Майдане он, по собственным словам, «камни и коктейли не кидал», занимался спасением раненых и доставкой медикаментов. Это сейчас военная агрессия против его страны заставила взять в руки оружие, вспомнить военный опыт. В Беларуси ему когда-то «светила карьера военного или комитетчика», теперь же он не уверен, не арестуют ли его прямо на границе, когда он к родителям поедет.
«Я когда в Михайловский сквер заходил, поскальзывался на крови... Ёлы-палы, думаю, ну после такого уже страна не может остаться прежней, должна измениться. Но, видишь, госаппарат у нас слишком неповоротлив оказался, с большой силой инерции. Старую кожу сбросил, в новенькую оделся, а по-сути та же змеюка... Понимаешь, нам сейчас несколько месяцев не понадобилось бы, одного нашего батальона хватит, чтобы всю эту шайку разогнать. Ответственность за страну сдерживает, потому что мы понимаем, что будут кранты. Только пусть они знают, что мы, в отличие от них, сильно изменились. И старую кашу долго есть не будем», - так же вполголоса, как и всё остальное, спокойно говорит «Град».
За полсотни километров от нас идёт жестокий бой. Батальон «Киев-2» проверяет машины на дороге между Донецком и Мариуполем. «Вообще мы антитеррористическое подразделение, здесь у большинства бойцов богатый военный опыт, но на этой войне нормальная практика забивать гвозди микроскопом. Даже весной, ещё в самом начале всей этой вакханалии, нам не давали приказов по нашему профилю. Найти и уничтожить Гиркина, например», - говорит «Град». Кто-шутит по рации, что у них «четырёхсотый». Так называют пьяных пассажиров, которые бузят и не хотят показывать документы. Тем временем новичков буднично учат стрелять из РПГ. Тонкая наука правильно держать эту штуковину, если не хочешь себе ничего поджечь или отстрелить.
Я отираюсь среди бойцов, перебрасываясь парой слов с тем или иным. Один из них, узнав, что я белорус, шокирует меня сочувствующим вопросом: «Ну як у вас там в Білорусі, зовсім погано?». И я про себя думаю, что с такими людьми Украину не победить.
«Погано» очень точное слово. Потому что не так уж и плохо у нас, бывает гораздо хуже, но действительно погано», - после того, как я процитировал слова бойца в фейсбуке, написала мне в ответ Елена Минская.
Особенно сейчас, когда сами знаете кто купается в лучах славы «миротворца», с наглой улыбкой рассказывая Западу, теперь уже в качестве как бы легитимного президента, что это они спровоцировали войну в Украине, а он готов её остановить.
+ ФОТО