О ситуации в Харькове мы поговорили с Александром Филоненко, выпускником Харьковского Национального Университета по специальности «экспериментальная ядерная физика», а в настоящее время кандидатом философских наук, доцентом кафедры теории культуры и философии науки философского факультета ХНУ. Он неоднократно приезжал в Беларусь с лекциями.
Вот что написано о нем в студенческих отзывах на университетском сайте: «Отличный специалист, денег не берет, с ним не соскучишься... живые, красивые, как рок -концерты, лекции, ценит скорее стиль и любознательность, чем зубрил, разговаривать с ним одно удовольствие». Последнее я могу полностью подтвердить.
Александр не из тех философов, которые витают в облаках, не обращая внимания на окружающую действительность. Он участник Харьковского общественного форума - организации, созданной для «эффективного контроля за действиями всех ветвей власти».
Из Харькова хотят сделать Луганск, Славянск и Краматорск
Мой собеседник сразу же демонстрирует свою осведомленность о текущих событиях:
- Есть информация, что в период от Пасхи до 9 мая Россия запланировала гражданскую войну в Украине, которая закончится окончательной и беспощадной "победой над фашизмом". В ближайшее время Харьков попытаются сделать Луганском, Славянском и Краматорском одновременно. Отпустили по домам сотрудников СБУ с табельным оружием, ведут работу среди ментов, чтобы они совместно с антимайданавцами мочили всех, кто активно выступает за Украину. С местными ментами все очень плохо. В лучшем случае это матерые взяточники, которые не хотят подставлять башку за относительно небольшую зарплату. Или дезориентированные люди, которые не знают, как им себя вести. Много же таких, кто откровенно за лозунг: «Путин - наш президент».
- Но мы выстоим... должны выстоять. Харьков - это украинский Сталинград. В том смысле, что ставки действительно очень высоки. Если вычесть Харьков из Украины, на следующий же день она станет аграрной державой. Может и неплохой, но аграрной. Это индустриальная и хайтэковская столица. Естественно, Россия также очень заинтересована в том, чтобы его «скрымздить» (украинский неологизм, означающий «украсть нагло, с особым цинизмом, пренебрегая всеми законами, в том числе моральными, и делать вид, что ты прав»).
При этом, добавляет Александр, Харькову незаслуженно мало, по «остаточному принципу», уделяют внимания в центре. Если он и упоминается, то «в связи с каким-нибудь дерьмом». Мой собеседник говорит, что ведет «гуманитарную войну за лицо города», чтобы вместо лиц Добкина и Кернеса наконец увидели настоящий Харьков.
Что предлагают в советской обертке
Помимо этого, он думает над тем, как сделать, чтобы 9 мая не превратилось в очередную «победу» под георгиевскими ленточками. По словам Александра, нельзя просто не отметить эту дату, как нельзя и строить сейчас пропаганду на жестком противостоянии советскому прошлому, но её можно и нужно переосмысливать. Выработать новый стандарт и подход к 9 мая - как к дню памяти.
Одним из мероприятий в рамках этой задачи будет выступление в Харькове Адриано Дель Аста, директора Итальянского института культуры в Москве, посвященное Василию Гроссману. Советскому писателю и журналисту, военному корреспонденту, автору романа «Жизнь и судьба». Это роман-эпопея о событиях Великой Отечественной войны, который был конфискован в 1961 Комитетом госбезопасности. Он чудом сохранился и впервые был опубликован только в 1980 году за рубежом. Книга направлена против тоталитаризма как нацистского, так и советского.
- В России сделали сериал по роману Гроссмана, но выбросили все самое интересное. Например, разговор эсэсовца с коммунистом. В концлагере эсэсовец спрашивает постового-коммуниста: Зачем вы против нас воюете? Мы же ваши ученики, и мы должны держаться вместе. Если мы перебьем друг друга, это только на руку Америке.
По мнению моего собеседника, сегодняшняя Россия ярко демонстрирует сейчас близость двух тоталитарных систем. Ведь в ней воцарился великодержавный шовинизм, «стилистически оформленный в ностальгические советские тона». Жажда утраченного былого величия, вообще ориентация на прошлое, поиск внешних и внутренних врагов, геополитическое мышление - из этого, говорит Александр, состоит идеология путинской России.
- Украина не хочет ни с кем враждовать, она ищет путь к открытости мира, к будущему. У нее нет двух мифологем, на которых держится российский реваншизм. Это «величие» и «враги». Вы редко услышите от украинца, чтобы он объяснял имеющиеся проблемы тем, что «у нас была великая страна, которую мы потеряли» и есть «большие враги, которые желают нам зла» .
Именно здесь, считает Александр, и проходит настоящая линия раздела, в том числе внутри самой Украины. Она не географическая и даже не языковая. Это желание жить в прошлом вместо желания двигаться в будущее. Несмотря на то, что современная Россия имеет мало общего с СССР, Путину удалось стать «стилистическим воплощением мечтаний о былом величии».
Какую память будут зачищать бандеровцы?
Интересно, что для молодых антимайдановцев Харькова, рассказывает Александр, которые тоже якобы стоят за СССР, охраняют память о нем, СССР просто «гигантская пустая оболочка». На самом деле они очень мало о нем знают.
- У меня среди студентов есть несколько участников Антимайдана. Я им говорю на лекции: бандеровцы еще не пришли, но вы уже боитесь, что они зачистят вашу память. Давайте, пока они не пришли, восстановим ее. Сколько фильмов о войне, например, вы знаете? За полчаса они с трудом вспомнили два. Хорошо еще, что не дерьмо какое-нибудь. «Офицеры» и «В бой идут одни старики». Книги также не смогли вспомнить ни одной, песен тоже не знают. Ничего не знают о битве за Харьков и его ужасной блокаде... Я спрашиваю тогда: слушайте, а какую именно память у вас будут зачищать бандеровцы, если она и без того чистая?
Или Ленина они защищают на площади Свободы. А вас, говорю, судьба Ленина, который находится рядом, на расстоянии 300 метров, в парке, не беспокоит? Он там стоит, точнее сидит, на детской площадке среди мишек, рыбок и т.п. Туда стянули скульптуры из советских детских садов. Маленький Володя Ульянов, такой, как на октябрятской звездочке, сидит там с книжкой.
Кому нет сорока думают, что это «русский народный мальчик», потому что он так раскрашен. Чистый постмодернизм. И вот, значит, стоит Ленин, на которого мы молимся, а этот Ленин, который никому на хрен не нужен. Любой бандеровец безнаказанно может его обидеть.
«На меня напала собственная родина»
Что касается господина Филоненко, он сам никакой не «бандеровец». Александр замечает со смехом: «Странность моего положения заключается в том, что я русский. И теперь я живу в состоянии, когда на меня напала моя собственная родина. Это сильно бодрит, надо сказать». Он родился и вырос в Кисловодске, считает себя "человеком русской культуры", однако жить под Россией не хочет.
- Так получилось, что накануне оккупации Крыма я был в Кемерево, куда приехал с лекциями. Три дня меня расспрашивали об Украине. В частности, какие наибольшие опасности ее подстерегают: бандеровцы, фашизм, анархия и хаос? Знаете, говорил я, у нас одна по-настоящему серьезная проблема - это Россия. Они мне: почему это, что за фигню вы говорите? Успокаивали меня, успокаивали. И вот, когда наконец успокоили, началась война...
Крымская компания сделала совершенно очевидным, насколько разными путями идут Украина и Россия. Ко мне пришла полная ясность во время выступления Путина в Кремле по поводу аннексии Крыма. До тех пор еще можно было гадать, такой он или не такой, более прозападный или "суверенный". А тут мгновенно стало понятным - реваншизм, игра на чувствах поколения, проигравшего холодную войну и затаившего обиду, попытка вернуть утраченное советское «величие» окончательно стали государственной политикой. Что неминуемо вызвало стремительную милитаризацию России. Они хотят уничтожить Украину, чтобы победить в борьбе с Америкой, а меня борьба с ней не интересует. И я не хочу жить в шовинистическом государстве.
Говоря о методах, которыми действует полковник КГБ Путин в отношении других стран, мой собеседник ставит Беларусь в ряд кремлевских жертв: «Провокация и дезинформация, слухи и страхи, запугивание и задуривание. Так они работают. Сейчас в Украине, ранее у вас, в Беларуси. Стоит подумать, где мог быть разработан минский теракт».
Русский Данте в бандеровском Киеве
А как же русская культура, разве она не пострадает от «бандеровцев»? Александр Филоненко уверен, что не только не пострадает, но и... будет процветать. Ведь здесь она может развиваться в атмосфере свободы и внутри европейского контекста. Мой собеседник приводит конкретный пример.
- После Лозинского не существует ни одного перевода Данте на русский язык. А Лозинский, на мой взгляд, не помогает его понять. Новый перевод может сделать российская поэтесса Ольга Седакова. Деньги на него мы собираем по всей Европе, перевод будет народным, сделанным на народные деньги, а не на деньги одного спонсора. Издадим в Киеве. Появление русского Данте в Киеве - майданавском, «бандеровском» Киеве - в такие трудные времена, мне кажется, это очень красивый символ. Европейский проект, который обогащает русскую культуру. И в этом сила Украины, что внутри нее существует такое окружение, в котором русская культура получает возможность роста и развития.
Мой собеседник уверен - именно Майдан, где он побывал вместе с минским поэтом Дмитрием Строцевым и был потрясен, снял языковые и культурные противоречия, выведя Украину на новый уровень, где все эти противоречия становятся несущественными мелочами.
«Крымская погода»
Тем временем, пока мы беседуем о русском Данте, координатор сепаратистского движения в Харькове Константин Долгов на своей странице в Facebook, не скрывая призывает единомышленников готовиться к «активной фазе» борьбы. Иначе, пишет он, «Донбасс уйдет вслед за Крымом, а мы будем только кусать локти о единой неделимой"
«Мы работаем круглосуточно... поверьте, что харьковский штаб ежедневно приближает установление в нашем городе теплой, весенней, крымского погоды», - писал он ранее.
Расцветет ли при этой «крымской погоде» хоть какая-нибудь культура?
Много фоток
здесь, в белорусском варианте