Майдан: Слава вольному народу!

Apr 10, 2014 11:51

Революция или музей под открытым небом?

Оккупация Крыма и сепаратистские бунты в ряде юго-восточных городов Украины отодвинули Майдан в тень. Но несмотря на то, что его не видно в медиапространстве, он есть. И функция у него остается той же самой - революционные перемены в организации украинского государства посредством давления на власть. Существенное отличие - теперь его поддерживает гораздо меньшее количество людей. Революция, плохо это или хорошо, не является состоянием, в котором обычный человек готов пребывать длительное время.

Впрочем, для обывателей Майдан стал просто туристической экзотикой, хорошим фоном для фотографий. «Да какая революция, здесь все спокойно, люди гуляют, фотографируются, такой себе музей под открытым небом», - говорит кому-то по телефону русскоязычная румяная толстушка на лавочке. Хотя таксисты побаиваются подъезжать сюда ночью. Как выразился один из них: «Ребята беспечальные, им пострелять за милую душу...». Дресс-код сегодняшнего майдановца- камуфляжная форма, поэтому сейчас Майдан напоминает военный лагерь, вид у которого действительно довольно угрожающий.

Но не ворчливые и пугливые таксисты главные критики сегодняшнего Майдана. Больше всех им недовольны многие политически активные граждане, сами недавние участники протестов.

Майдан опровергает тезис о «госперевороте»

Например, общественный активист Павло Зубьюк считает, что Майдан играет отрицательную роль в контексте проблем с юго-восточным регионом. «Для того, чтобы успокоить население этого региона, следовало бы продемонстрировать, что в столице жизнь налаживается. Майдан же создает видимость политического хаоса, который пугает далеких от него людей, заставляя искать полюс порядка в другом месте», - говорит Павло.

Очень резко высказался о. Сергей Дмитриев, священник с Херсонщины, который приехал в Киев забрать собранные для военнослужащих вещи, и зашёл на Майдан, где он когда-то отпевал погибших: «Мне тут как-то грустно стало... Неужели они не понимают, что льют воду на путинскую мельницу? По сути, это игра в одной команде с сепаратистами».

Позволю себе высказать собственное осторожное мнение на этот счет. Сепаратисты обвиняли Майдан в совершении государственного переворота, который привел к власти «хунту», в чем якобы и заключалась его цель. Разве своим дальнейшим стоянием, давлением на власть, уже новую, Майдан не опровергает этот тезис? Кто-то скажет, что он не дает новой власти закрепиться, но можно сказать иначе - не дает преждевременно закоснеть.

Нельзя отпустить страну в свободное плавание

Тем не менее, здесь сейчас действительно грустновато. Большую часть дня сцена стоит пустая, никто не выступает с пламенными речами, не поют постоянно гимн. Не разносят еду и питье волонтеры. Не видно человеческого потока с продуктами и вещами для майдановцев. От бездействия обитатели лагеря выглядят куда более замордованными, чем они выглядели во время тяжелых боев. Атмосфера полусонная. И траурная, конечно, из-за стихийных мемориалов погибшим по всей территории.

Усталым выглядит сотник 14-й сотни Владимир Пак, мелкий предприниматель из Коломыи. Он находится на Майдане со 2-го декабря прошлого года и готов оставаться до парламентских выборов, намеченных на осень. Ведь, по его словам, нельзя «снова отпустить страну в свободное плавание».

- Как нельзя наесться раз и навсегда, так же нельзя за один раз изменить государство. Оно очень слабое и мы должны подпитывать его своей энергией, чтобы оно наконец пришло в себя. Мы уже сделали ошибку в 2004 году, когда решили, что кто-то принесет нам новую Украину на блюдечке.

Дело, на мой взгляд, вовсе не в том, что Ющенко оказался плохим. На меня он производил впечатление человека, способного прислушиваться к мнению народа. Только где был тот народ со своим мнением? Народ тогда еще не созрел для того, чтобы контролировать власть.

Личность руководителя не имеет большого значения. Даже вор может эффективно управлять государством, если есть действующие механизмы контроля. Механизмы отзыва, отстранения и наказания. Собственно говоря, для того, чтобы такие механизмы были выработаны, мы здесь и остаемся, - говорит Владимир.

Мой собеседник обращает внимание на то, что они уже получили маленькую победу - добились принятия закона о люстрации судей. Также, на его взгляд, благодаря Майдану власть наконец начала активнее противодействовать сепаратистам в юго-восточном регионе. «Возможно, я делаю из мухи слона, но казалось, будто существует тайная договоренность о разделе Украины по Днепру», - добавляет Владимир. Он подчеркивает, что когда-нибудь сядут на скамью подсудимых те, кто ответственен за «сдачу» Крыма. Здесь оккупацию полуострова воспринимают с болью.

Слава свободному народу!

В палатке Общественной рады Майдана находятся люди, которые разделяют анархистские взгляды. На приветствие «Слава Украине!» здесь отвечают «Слава свободному народу!». Александр, парень из Луганска, который работает в Киеве, а в свободное время приходит в палатку, говорит, что он, может, перестал бы сюда ходить, если бы не увидел, что это действительно кому-то нужно. Он приводит конкретный пример. Какая-то женщина из Киевской области хотела построить флигель. Сельская рада отправила ее за разрешением в столицу.

«Здесь принимают просителей из области два раза в неделю по полтора часа. Ну и находят у каждого какие-нибудь закавыки, чтобы разрешения не дать и отправить домой. После чего к бедолаге подходит изворотливый человек, который предлагает за деньги решить вопрос. У этой женщины денег на взятку нет, а строиться надо. Так она пришла к нам за помощью. Мы свели ее с сотней, которая занимается антикоррупционной деятельностью», - рассказывает Александр.

Разговор продолжает обитательница палатки Ольга:

- Пока мы здесь, власти имеют меньше возможностей творить произвол.

Хотя для меня лично требования национал-буржуазной революции чужды, здесь прекрасный опыт низовой самоорганизации, который нужно поддерживать и развивать. Большая часть участников Майдана - обычные работяги, у которых не было опыта участия в политической деятельности. Сейчас есть ростки осознания, что они - сила, способная оказывать давление.

Кроме того, Майдан - это свободное пространство, где каждый может предлагать свои инициативы, проводить мероприятия. Мы планируем организовывать здесь лекции, кинопоказы, выставки, - говорит девушка.

Ольга радостно вспоминает, что у них тут есть парень из Беларуси. Звонит ему, чтобы он подошел и мы могли бы поговорить. Напоминание о родине оказалось для меня шокирующим. У парня встреча с соотечественником никакой радости не вызвала. Он настолько испугался, что не мог смотреть мне в глаза и спокойно стоять. Нервно перебирал ногами, отводил взгляд... Я сразу же сказал, что не буду ничего у него спрашивать, извинился, что побеспокоил, и он отошел. Эта ситуация выглядела настолько абсурдно и дико посреди свободного пространства Майдана, что ностальгия по родине у меня сразу же исчезла.

Игорь из Информационного бюро Майдана, где раздают печатные материалы, дают советы, подсказывают, делятся контактами и просто общаются с прохожими, которые хотят высказаться, беспощадно сыпал соль на рану, спрашивая: «Скажите, возможно ли такое в Минске?"

Имелся в виду даже не Майдан в целом, а вот такая площадка, где кто угодно может обсуждать что угодно в центре города, не понижая голоса. Мне оставалось лишь грустно улыбаться в ответ.

+ ФОТО

Юго-Восток Украины, оккупация Крыма, Файна Україна, российско-украинская война

Previous post Next post
Up