10 книг, которые потрясли науку
Наука - это то, что меняет нашу жизнь. Развитие науки иногда надолго замедлялось, порой же совершало революционные скачки. Причиной того и другого нередко становились гениальные книги, способные продвинуть культуру далеко вперед, а заодно создать новые догмы и веками бытующие стереотипы мышления. Мы составили список из 10 трактатов, сыгравших решающую роль в развитии науки:
1. «Органон», Аристотель, Греция, 4 в. до н. э.
«Органон», название трактата, на страницах которого и родилась наука, означает «инструмент». Аристотель дал человечеству мощнейший инструмент получения знаний, разработал логику, понятийный аппарат и стиль научного мышления.
2. «Начала», Евклид, Греция, 3 в до н. э.
Образцовый математический трактат, 2 тысячи лет остававшийся базовым учебником геометрии. Евклид научил нас мыслить систематически и доказывать свои утверждения.
3. «Рассуждение о методе, позволяющем направлять свой разум и отыскивать истину в науках», Рене Декарт, Голландия, 1637.
В «Рассуждении о методе» Декарт разработал современную математическую символику, аналитическую геометрию с системой координат, методы решения уравнений, начала оптики, теорию рефлексов. Но главное - отважился подвергнуть все известное ранее «радикальному сомнению» и найти опору не в писаниях мудрецов древности, а в собственном опыте. Этот шаг стал началом современной эмпирической (то есть опирающейся на опыт) науки.
4. «Беседы и математические доказательства, касающиеся двух новых отраслей науки», Галилео Галилей, Италия, 1638.
Именно Галилей придумал, что у природы есть законы, которые можно обнаружить экспериментальным путем и описать на языке математики. В «Беседах», написанных под домашним арестом, он изложил открытые им принципы механики и начал научную революцию, покончившую с умозрительной физикой Аристотеля.
5. «Математические начала натуральной философии», Исаак Ньютон, Англия, 1686.
В главном труде своей жизни, написанном чудовищно непонятным языком, Ньютон создал понятийный аппарат современной физики, вывел закон всемирного тяготения и другие законы механики, описал с их помощью движение небесных тел. В свете ньютоновой небесной механики каждое движение во Вселенной обрело смысл, а наука была признана универсальным ключом к тайнам мироздания.
6. «Система природы», Карл Линней, Швеция, 1735.
Книга, внесшая строгий порядок в хаос природных форм, выдержала 13 изданий уже при жизни автора. Линней дал всем живым существам латинские названия сообразно роду и виду; именно он назвал человека гордым именем Homo Sapiens, но он же и отнес нас к отряду приматов.
7. «Происхождение видов путем естественного отбора», Чарльз Дарвин, Англия, 1859.
«Человек происходит от Дарвина», как сказал кто-то, оценивая влияние «Происхождения» на умы последующих поколений, научившихся видеть мир эволюционирующим. Теория эволюции стала фундаментом современной биологии, придала всему огромному многообразию жизни в пространстве и времени смысл и единство.
8. «Капитал», Карл Маркс, Англия, 1867.
Маркс создал науку, оказавшуюся способной взорвать общество изнутри. Его экономика и социология не просто описывали реальность, а разоблачали и создавали условия для её изменения. Как это ни удивительно, в СССР из метода революционного анализа реальности сумели сделать намертво застывшее чучело, - впрочем, страна советов канула в лету, а марксизм вновь поднимает голову.
9. «Толкование сновидений», Зигмунд Фрейд, Австрия, 1900.
Век чудовищных войн и прочих всплесков массового безумия открыла книга о бессознательном, надолго сделавшая психологию самой модной и скандальной наукой. С тех пор как Фрейд высказал идею о том, что сновидения - это зашифрованные фильмы, в которых мы в тайне от самих себя исполняем свои некрасивые желания, гуманитарии только и делают, что деконструируют творения друг друга, находя в них «второе дно» и разоблачая истинные мотивы.
10. «Кибернетика, или Управление и связь в животном и машине», Норберт Винер, США, 1948.
Винер создал науку об информации, рассматривая её как одну из наиболее базовых категорий мироустройства, наряду с энергией и материей. Во многом благодаря влиянию его «Кибернетики» спустя полвека мы не мыслим жизни без информационных технологий и увлекаемся киберпанком, но потенциал идей, заложенных в ней, еще далеко не исчерпан.
Андрей Константинов,
Русский репортер.