Не стреляй

Apr 27, 2013 18:09

Прицел 4, одиночными. По своим направлениям - огонь!

27 апреля 2013, 16:13

Военная наука и военная техника непрерывно движутся вперёд. Всё больше появляется систем, призванных минимизировать участие человека в бою. Но, как показывает практика, ещё долго ­- в прямом и переносном смысле - свои позиции будет сохранять старая-добрая пехота, как её ни назови А там, где воюют пехотинцы, основным наполнением боя так или иначе будет стрельба из штатного оружия. При всём многообразии задач и методов их решения - в случае возникновении огневого контакта главной сиюминутной задачей становится подавление противника огнём из штатного стрелкового вооружения. И умение метко стрелять становится важнейшим фактором успеха.

Считаю, что именно огневая подготовка является главным в подготовке срочника. Физическая форма - вещь непостоянная, после увольнения в запас может сильно измениться. Знания по воинской учётной специальности, не используемые в мирной жизни, довольно быстро выветриваются, и, в случае мобилизации, небходимо будет время для их восстановления. Зато навыки стрельбы и культура владения оружием - при должном обучении - остаются с человеком до конца жизни.

Хотелось бы рассказать на основании своего личного опыта о преимуществах и недостатках огневой подготовки военнослужащих Российской армии. Но, как и в предыдущих постах, подчеркну, что это лишь мой точечный взгляд и моё мнение, которое может не совпадать с мнением моих бывших сослуживцев.

По штату занимаемой должности мне полагался автомат АК-74М - пожалуй, наиболее широко распространённый в наших войсках. Также по выходе из «учебки» мне, как и большинству, был приписан оптический прицел 1П29, он же «Тюльпан».

Первоначальное обучение, как и следовало ожидать, заключалось в вызубривании наизусть тактико-технических характеристик и назначения основных узлов автомата, скоростной сборке и разборке. Полученные знания многократно проверялись на письменных зачётах. Но большим недостатком было то, что нас совершенно не учили обслуживанию оружия, что потом иногда давало о себе знать. Незнание элементарных хитростей (вроде использования для чистки старой зубной щётки, смоченной машинным маслом) вынуждало солдат тайком счищать нагар наждачной бумагой, что иначе как варварством не назовёшь. Также зачастую солдатами игнорировались загрязнения в неочевидных местах. Разумеется, впоследствии всё пришло с опытом, но лучше бы рассказали и показали сразу. Также отмечу, что нашу армию жизненно необходимо начать регулярно снабжать ветошью для чистки оружия. И поверьте - это совсем не мелочь!



После теории началась практика. Были проведены занятия по технике безопасности (и тут надо отдать офицерам должное - ТБ вдалбливалась в голову намертво) и проведены пробные стрельбы в тире на 100 метров.

Потом всем дали потренироваться на учебном комплексе «Боец». Он представляет собой массогабаритный макет автомата, маленькую мишень с датчиком, установленную в 3 метрах от стрелка (стрелок видит её так, как видел бы полноразмерную мишень №4 на дистанции 100 метров), информационное табло. После «стрельбы» на табло выводится полная информация о ходе выполнения упражнения: плавность нажатия на спусковой крючок, ход и колебания ствола, отклонение от точки прицеливания и многое-многое другое. На основании обработанной информации программа сама отмечает достоинства и недостатки, даёт советы. На мой взгляд, вещь абсолютно незаменимая и обязательная для любой воинской части. Ведь командиры рот и взводов физически не могут стоять над душой у каждого солдата на стрельбище, чтобы выявлять индивидуальные ошибки, к каждому бойцу тренера по стрельбе тоже не приставишь. Жаль лишь, что потренироваться на этом замечательном комплексе лично мне довелось всего один раз за службу.



Далее начались походы на полигон. Их лично у меня за год было, думаю, около пятнадцати. В доброй половине случаев уходили из части утром, а приходили глубоко за полночь. В принципе, лично мне этого хватило, чтобы в совершенстве освоить АК-74М (и даже сносно научиться стрелять с двух рук из ПМ). Но стрельб всё-таки никогда много не бывает.

Первые два-три похода были направлены на приведение оружия к нормальному бою. Далее наиболее часто велась стрельба одиночными из положения «лёжа» без упора днём по мишени №4, закреплённой неподвижно на 100 метров. Интересно, что уже во время моей службы были официально смягчены нормативы: например, в этом упражнении оценку «отлично» стали ставить за 85 баллов из 100, а не за 90 как раньше (мне, правда, было всё равно, поскольку стабильно выбивал 91-92).



Однако упражнения были разнообразные. Стреляли днём и ночью из разных положений и по разным целям. Наиболее интересной (и, как ни странно, простой) была стрельба короткими очередями ночью из окопа со сменой позиций по поднимающимся мишеням на 100, 200 и 400 метров с использованием прицела 1П-29. Разумеется, ночью зелёные фигуры видно не было вообще (их и днём на фоне травы разглядеть сложно), но каждая из них два раза по 5 секунд обозначала себя мигающей лампочкой, имитирующей выстрелы. За пять секунд необходимо было засечь лампочку и навести фосфоресцирующую стрелку оптического прицела чуть правее от неё (все мишени были «правшами»). Днём с использованием механического прицела выполнять норматив было сложнее, поскольку нужно очень хорошо «прочувствовать» своё оружие, чтобы уметь правильно выносить прицельную точку на разных дистанциях. Я дважды стрелял в этом упражнении на «неудовлетворительно», пока не освоился и не начал стрелять на «отлично».

Хочу сказать, что прицел «Тюльпан», на мой взгляд, уже не отвечает современным требованиям. Он большой и тяжёлый, многие прицелы в силу старости совершенно разболтаны, и пристрелять их в принципе невозможно. Несмотря на то, что у каждого в нашей роте был свой прицел, непосредственно перед выдвижением на огневой рубеж мы ими постоянно менялись, чтобы каждый имел шанс хорошо отстреляться.

В перерывах между стрельбами мы выполняли различные нормативы: изготовка к бою, сборка-разборка автомата, снаряжение магазина, метание учебно-имитационных и ручных осколочных гранат. За год службы я метнул два раза по две боевые наступательные гранаты РГД-5. Больше смысла не было - увидел, что это такое на самом деле, а уж учебные гранаты мы метали десятки раз. Хотелось, конечно, опробовать боевую Ф-1, но это едва ли было возможно организовать, поскольку по бумагам она считается опасной в радиусе 200 метров.



Абсолютно позитивной практикой считаю проведение в войсковых частях соревнований по стрельбе. Это не только спортивный азарт, стимулирующий совершенствовать свои навыки, но и реальный шанс официально получить спортивный разряд. Правильно то, что участников не делят на категории - солдаты, сержанты, прапорщики и офицеры одинаково и на равных борются за призовые места. Под конец службы удалось занять в таком соревновании второе место и получить второй разряд.





Под конец хотелось бы сказать о двух совершенно неприятных вещах. Во-первых, после каждых стрельб требуется сдавать все стреляные гильзы. Задача невыполнимая в принципе - летом высокая трава и грязь, зимой снег, и ночью с фонариком много не отыщешь (хотя пытались!). Поиск гильз занимает до трети времени нахождения на полигоне и всё равно оборачивается головной болью для командиров рот и старшин, которым приходится отчитываться за недостачу (они-то и так завалены бумагами). Понимаю, что это нужно для контроля над законностью расхода боеприпасов, но при должной организации в этом сомнений изначально быть не должно.

Во-вторых, в самом конце моей службы пришедшая проверяющая комиссия почему-то постановила изъять учебные автоматы и винтовки, предназначенные для выполнения нормативов по сборке и разборке. Выполнять эти нормативы на боевом и с трудом пристрелянном автомате крайне нежелательно, а на боевой снайперской винтовке - неприемлемо.
http://echo.msk.ru/blog/romazhigun/1062468-echo/

просто так

Previous post Next post
Up