Иногда мне говорят Саша, почему у тебя постоянно проблемы с авиакомпаниями?". В ответ пытаюсь объяснить, что все дело в количестве перелетов: когда вы летаете 2 раза в год, то ваш шанс стать жертвой отмены рейса ниже, чем если бы вы летали 80 раз в год. Только и всего. И все же, только что вернувшись из достаточно простого двухнедельного путешествия в Марокко, я задался вопросом - черт возьми, это уже перегиб! Судите сами: из пяти перелетов разными(!) авиакомпаниями в отдельно взятой поездке, мои рейсы были отменены в трех случаях. Три из пяти. Бред, куда катится мир? Смех-смехом, а рейсы мне последовательно отменили: Air Arabia, Easy Jet и Egypt Air. Про первых (Эйр Арабию) рассказывал
ранее, что касается последующих - расскажу ниже. Нас не кинула только паромная компания Acciona, благополучно доставив из испанской Малаги в африканский анклав Мелилью -
На борту парома, потрясенный очередным уведомлением об отмене рейса
Вернемся к повествованию -
Как нас кинул Easy Jet
Поездку планировал задолго заранее. Билеты были куплены на 2 месяца и карта маршрута из Египта в Марокко, с заездом в Испанию, выглядела вот таким образом -
Черным отмечен перелет на Air Arabia из египетской Александрии в марокканскую Касабланку. Сей рейс был отменен еще до начала путешествия, после чего я с боем целый месяц выбивал из арабов деньги за билеты. В результате пришлось искать варианты с альтернативным попаданием из Египта в Марокко. Решение было найдено в виде лоукоста Easy Jet летающего из Хургады в Женеву. Из Женевы на Jet4You в Касабланку. Обратно примерно по той же схеме с возвращением в египетскую Хургаду через Женеву.
В один из дней, кажется, аккурат во время плавания из Малаги в Мелилью, вижу в своем почтовом ящике сообщение от Easy Jet следующего содержания -
Booking reference: EHDBB2B
Dear ALEXANDER LAPSHIN,
We are really sorry to inform you that due to the on-going situation in Egypt your easyJet flight,1569 to HRG on 16/02/2011 has regrettably been cancelled.
We will do all we can to help you make quick and suitable alternative arrangements and have detailed the options available to you below.
Log onto www.easyJet.com, click on the manage bookings link and provide your booking reference to receive your refund - we will also refund the cost of your return flight on the same booking reference if requested.
Как следует из письма, мой рейс из Женевы в Хургаду отменен и предлагается получить возврат уплаченных за него денег. Кто-то скажет, мол, так ведь они готовы вернуть деньги, в чем же проблема? Отвечаю - проблема в том, что они известили об отмене рейса на четыре дня до вылета. Под этот рейс у меня подвязаны стыковки с другими авиакомпаниями. Что с того, что они вернут 56 евро за перелет лоукостом, как за эти деньги теперь долететь из Швейцарии в Египет? Очевидно, что Easy Jet грубо нарушает права пассажиров, закрепленные решением Европарламента
261/2004. Авиакомпания ссылается на ситуацию в Египте, очевидно, обосновывая отмену рейса разделом Extraordinary circumstances (
cсылка), где говорится, что компенсация пассажиру в этом случае не полагается. Относительно Египта - спорный вопрос, поскольку революция в данной стране отнюдь не повлекла за собой массовые отмены рейсов. Почти все без исключения европейские авиакомпании продолжают летать в Египет, но Easy Jet решили, что летать туда невыгодно, ведь туристы стали отказываться от поездок. Поэтому и придумали, что надо временно снять линию, прикрывшись безопасностью.
Оставим право пассажира на денежную компенсацию в случаях, когда он уведомлен об отмене менее, чем за 14 дней до вылета. Но представить альтернативный перелет авиакомпания обязана в любом случае. Если отдельно взятый Easy Jet решил, что отныне летать в Египет опасно, то почему бы им не пересадить пассажиров на рейс любой другой авиакомпании в Египет? Из Женевы в Египет продолжают летать Egypt Air, а транзитом через Германию и Францию еще и Люфтганза с Эйр Франс. Плюс схожие варианты через Австрию, Турцию, Италию и другие страны. Но нет, вместо этого Easy Jet вернула 56 евро и отмахнулась от прав пассажиров.
Кидалово номер два - Egypt Air
Эти даже сообщение не прислали, у египтян просто нет на это времени - все на площади Тахрир, понимаешь ли. Это у нас выработанная годами привычка минимум дважды в неделю проверять свои рейсы через checkmytrip. Выяснилось, что внутренний перелет из Хургады в Каир отменен. Меж тем, под него подстроена стыковка в Каире с перелетом в Тель-Авив. Египтяне просто перевели всех пассажиров на такой же рейс, но днем позже. Какая мелочь, не правда ли? Захожу на их сайт, в раздел My bookings и вижу, что так оно и есть - наш рейс значится как cancelled, а мы - "rerouted" на следующий день. В качестве альтернативы предлагалось сдать билет, но, внимание - возврат исходя из правил тарифа! Меж тем, наш тариф невозвратный, соответственно, египтяне считают нормальным перенести ваш вылет на сутки позже и не вернуть деньги. Впрочем, чего ругать арабов, если европейский Easy Jet ведет себя не лучше?
Как со всем этим бороться?
С египтянами относительно просто - обращаться в свой банк и просить отменить сделку из-за невыполнения авиакомпанией услуги. Правда, билет покупался на российскую карточку (почему-то карта банка Хапоалим не принималась египетским сайтом), что создает немало проблем с возвратом. Например, звонок в Альфа-банк приносит следующую информацию "Ваши деньги уже ушли, ничем помочь не можем". Когда вы заявляете, что деньги никуда не "ушли", и что возврат разрешен вне зависимости от сроков, то девушка на проводе сразу соглашается "Ну хорошо, тогда подойдите к нам и подайте просьбу на отмену сделки". Предчувствуя неладное, спрашиваю, а можно ли послать просьбу по почте, ибо я в ближайший месяц буду за границей? Нет, вы что, удивляется девушка, только лично в свое отделение банка! Тут я еще и вспоминаю, что у меня недавно закончилась регистрация по месту жительства, после чего девушка говорит, что раз так - они не смогут принять заявления об отмене сделки. Кажется, назревает суд с Альфа-банком сразу по двум пунктам: ущемление прав гражданина на свободу проживания и передвижения и отказ принять заявление. Но об этом поговорим отдельно.
С Easy Jet все намного сложнее. Они не готовы ничего решать и возмещать. Они знают, что достать их через суд непросто: в 90% стран, куда они летают, нет даже их представительств. Скажем, будучи в Москве, как вы подадите в суд на данную авиакомпанию, если у них нет офиса? Правильно, никак. Даже если вы живете в Праге, или в Риме - тоже никак, ибо они туда летают, но нет представительств. Для обращения в суд вам придется лететь в Лондон, или Женеву. Либо искать адвоката в этих двух городах, готового заниматься этим относительно ничтожным делом. Дороже обойдется судебный процесс, нежели сумма выигрыша. И опять же, Easy Jet это прекрасно знает.