Если внимательно посмотреть на карту Мозыря, можно заметить, что номинально главная железнодорожная станция "Мозырь" находится довольно далеко от основной части города, а сама железная дорога делает довольно большую петлю, хотя путь напрямую был бы значительно короче. Не зная некоторых особенностей этих мест можно сильно удивиться. Но разгадка довольно проста.
Крупнее на
openstreetmap.org
Полесье мне
было незнакомо и представлялось в виде большой лесисто-болотистой низменности. Однако Мозырь, с которого я и начал знакомство с этим регионом, оказался куда веселее.
Цитата с форума
railwayz.info:
Около 370 тысяч лет назад льды Скандинавии двинули к югу. Это был славный поход - крупные языки оледенения добрались практически до Чёрного моря (достигнув Днепродержинска). При таянии этого гигантского покрова порой наблюдались и краткие подвижки льдов вперед. Одно из таких продвижений оказалось достаточно сильным, что бы сформировать на широкой полосе - от Сколодина через Мозырь и Юровичи на Хойники огромную гряду. С высшими отметками на уровне современных Мозырь - Барбаров.
Гряда была настолько мощной, что на протяжении мнигих тысяч лет, при таянии ледника она удерживала стремящиеся к югу талые воды (им приходилось прорываться по линии Лельчицы - Словечно. Однако, около 17-15 тысяч лет назад, воды нового (а ныне и самого последнего ледника) таки сделали своё дело, "перепилив" и без того подрезанную гряду между Мозырем и Юровичами. Долина прорыва была грандиозной, и её в послдующие 15 тысяч лет и поныне облюбовала река Припять. А возвышающиеся над водой до 110 метров "горы" облюбовали люди, причем издавна."
И в самом деле, рельеф города очень контрастен и изобилует холмами, впадинами и оврагами, сильными перепадами высот, зато пейзажи и скайлайн радуют глаза равнинных жителей.
Когда в конце 19 века через эти края проектировали Петербург-Одесскую дорогу, строители столкнулись с серьезной проблемой. Железной дороге предстояло здесь за каких-нибудь 2,5 км поднятъся с 110 метров на 190, а затем плавно спустится на отметку 160. На выбор было два основных варианта. Первый - строить крупные выемки с тоннелем длинной около 1,5 км. Другой - заложить линию серпантином по склону гряды. Второй вариант предусматривал серьезное удлиннение линии, но был значительно дешевле и менее трудозатратнее - он в итоге с легкостью победил. Потому то и существует поныне эта "мозырьская петля" на линии Калинковичи - Овруч, с подъемом вверх, что заметен и невооруженным глазом.
Август 2013
Возможно, если бы дорога строилась не во время войны, у второго варианта было бы больше шансов, но, так или иначе, наша страна осталась без ж/д тоннелей.
Строительство моста в шесть пролетов (на сегодняшний день, самого длинного железнодорожного моста в Беларуси) было завершено за два года и 9 ноября 1915 года из Одессы в Санкт-Петербург через Калинковичи пошли поезда.
Сегодня в Одессу и Питер из Мозыря без пересадок не добраться, да и вообще, пассажирское движение не самое сильное. Зато в избытке грузовых составов.
Что не удивительно, ведь впереди - станция Барбаров и Мозырский НПЗ.
Встретился даже украинский локомотив 2ТЭ116.
И именно в Мозыре мы впервые увидели белорусскую версию рельсового автобуса
620М (известного у нас как
ДП1), заменившего на этом участке старые дизель-поезда.
Чуть ближе мы рассмотрели его на самой станции Мозырь.
Как уже было сказано, находится она на отшибе (микрорайон Железнодорожный) и популярностью не пользуется. Большая часть пассажиров следует от/до станции Козенки. Однако, здесь есть высокая платформа, что для Беларуси редкость.
Советую почитать:
"Мозырьская петля" история возникновения (
tomkad)