Прочитав пост про
мое первое посещение нашей части Зоны Отчуждения (Радиационный Заповедник), многим показалось, что мне не понравилось там или не понравилась сама поездка. Хотя, на самом деле, я просто не рекомендовал повторять этот опыт другим. Мое скромное, тихое и неактивное мнение (нет смысла кричать на волну, ее это не остановит) - для случайных или скучающих туристов это не лучшее и несколько опасное место.
А для остальных - любителей урбан- и индастриал- туризма, заброшенными объектами вообще, историей, радиацией или апокалиптической романтикой есть дополнительный высокий риск: можно захотеть вернуться снова, зайти дальше и увидеть больше. Но их и не отговорить.
В первый раз не смог отказать себе зимой и через два месяца, в апреле, попал сюда снова.
Мой опыт поездки по Наровлянскому участку и немного информации.
В какой-то момент я хотел сделать видео, но с моей скоростью монтирования процесс затянулся. Пусть будет хотя бы текст:)
Почти все фото сняты на телефон, который выдал абсолютно одинаково блеклые и невыразительные кадры. Может настроение у него такое было, а может такая пора года и погода. При обработке накрутил всякого, примите как данность.
Все общие сведения в первой части, тут не буду повторяться. Основной упор на фото ;)
Зимой я был в компании, в этот раз соучастников не нашлось. Только
alkobugi проводила до Калинкович и уехала изучать окрестности самостоятельно.
Поездка осуществляется в группе, группа опытная - все не первый раз, а у некоторых далеко за десяток поездок с обеих сторон границы. И сам маршрут (на сайте заповедника примерно соответствует
пятому) дикий и менее инстаграммный, чем основной. Тут больше про природу и жизнь людей до аварии, чем про яркие точки для фото.
Стартовая точка - база местного участка ПГРЭЗ на окраине Наровли.
Наш транспорт. Снова автобус-вахтовка, ГАЗ-3308 "Садко". Самый вместительный/свободный внутри из предлагаемых небольшим группам. Имеет впечатлительную проходимость, что в Зоне не лишне. Единственный минус - из "будки" нет переднего обзора, т.е. зверей на дороге увидит только водитель.
Недолгий переезд и первая точка - уже заповедник, но еще до КПП. Отселенная деревня Тешков.
Несколько лет после аварии здесь не просто жили люди, но и строились новые дома.
В одном из них, самом близком к завершению, позже разместилась экспериментальная пасека. Мед продается, как местным, так и гостям. Считается, что мед плохо накапливает радионуклиды и остается чистым. Кушайте много, кушайте вкусно, как говорится.
Напомню, что часть территории заповедника (примерно 30%) относится к экспериментально-хозяйственной зоне, где разрешены дополнительные виды деятельности, помимо науки и наблюдения.
"Будка" слева - помещение для апитерапии, "кровать в улье".
В момент поездки не была готова, но такие же работают в других районах.
За пасекой есть плохо сохранившаяся школа, смотреть не пошел.
Зимой хорошую нагрузку давал снег, но и посуху расслабляться не пришлось. Точек много, километраж приличный, дороги плохие, не задерживаемся и едем дальше.
Одноименный КПП на границе наровлянской части заповедника.
Здесь к нам присоединились журналисты с госканала, снимавшие репортаж к очередной годовщине аварии. Старался их избегать, но пару раз попал в кадр.
Мощность дозы измеряется каждый день и записывается на табличке перед въездом. В Тешкове, как и в Бабчине, еще не слишком серьезно. А вот в Пирках, говорят, за 200 мкр/ч.
Пушистый охранник.
Знак, с которым все фоткаются.
Рядом с кпп одна из наблюдательных вышек. О них ниже.
Дерновичи, большая деревня (на 700+ человек), центр сельсовета.
Первая остановка - центр деревни. Большой перекресток с остановкой, памятником, магазином.
Домики пустые, состояние "так себе".
Как я говорил, группа бывалая, все с дозиметрами. Кто-то сходу начал промерять местность, нашли 200+ мкр/ч.
Потом и 300, ровно под моей пятой точкой. С тех пор сначала смотрю куда сажусь :)
Дерновичская СШ. Большая, но пустая.
Была в школе и своя столовая.
В крупных школах учились не только местные, но и дети из окрестных деревень - на обед не сбегаешь.
Полный дестрой в обстановке и плохое состояние самого здания.
Кое-какие знаки и артефакты попадались только на третьем этаже.
Возвращаюсь вниз. Актовый и спортивный залы.
Немного фото снаружи.
К следующей точке. Дерновичская сельская больница.
В одном из вспомогательных зданий нашелся артефакт - целая мощная лампа накаливания. Оставили на месте, если кому нужно.
Неподалеку от больницы хорошо сохранившийся дом. Штукатурка целая, будто не с тех времен. Крыша тоже в порядке.
А на окнах еще и подозрительная пленка...
Нашлась одна комната с дверью, полом, диваном и почти целым окном.
Еще пару заросших домиков.
По общему впечатлению, сохранность средняя. Может в одном из таких можно и остановиться на ночь, но в ютубах показывают более интересные отели по обе стороны границы.
Снова наш танк. Дороги в этой поездке были относительно проходимые - снег давно сошел, реки далеко, дождей и грязи нет. Но в дали от основной трассы (бывшей дороги из Наровли в Припять) на легковушечке не разгонишься.
Техники в заповеднике много, на таких "предприятиях" машины часто закупаются оптом и на учет ставятся вместе. Зимой у нас был ГАЗон с номером 9002, сейчас - 9004. Наверно, в следующей поездке словим 9003 :)
Новая локация все еще в Дерновичах.
В свое время в заповедник свезли ненужные стандартные 30-метровые вышки (геодезические знаки) и установили для наблюдения за пожарами и прочими движениями в зоне. Когда-то дежурными работниками, сейчас больше посредством видеокамер, изображение с которых собирается в единый центр в Хойниках. Кроме камер есть еще какое-то оборудование, в частности дозиметрическое. Встречал информацию, что их тут более трех (или даже четырех) десятков штук.
Пешие гости Заповедника обходят вышки стороной, а во время экскурсии посетителям иногда разрешают забираться наверх и, если повезет с погодой, увидеть "арку" над 4 блоком. До ЧАЭС тут 30км. Самая известная вышка в Красноселье к станции ближе.
С хорошим зумом можно разглядеть Дугу и высотки Припяти, я смог снять только НБК.
Место отдыха.
Подъем наверх по одному-двое, во время ожидания очереди можно посмотреть на соседнюю ферму.
Я поленился, благо кто-то подбросил мне в карман флэшку с фотками с дрона (летать тут сложно).
Глубже в Зону, 26 км от ЧАЭС.
Село Надточаевка, Наровлянский район, еще одна школа.
Само здание чувствует себя не очень, но по количеству сохранившихся артефактов выглядит куда лучше соседней довлядской.
Наш сопровождающий от заповедника родом из этой деревни и до аварии учился в этой школе.
Местное кладбище, если захотите посетить весной.
И немного видов сверху.
Фон в деревне примерно как и остальных посещенных. Местами можно найти сотню-другую мкр/ч (при обычных десятке-двух на улицах Минска), а под стоками даже триста, но в общем заметно спокойнее, чем в Хойникском районе.
Самая дальняя точка нашего трипа, отселенная деревня Довляды.
Относительно большая (проживало 183 семьи), почти граница с Украиной. Остов лодки (хоть до реки Припять далеко) с кабиной от комбайна, мехдвор, заброшенные дома и дорога, по которой когда-то можно было доехать до города Припять, два десятка километров. Отселена в первые дни после аварии, как н.п. с уровнем радиации 5-20 миллирентген в час на начало мая.
Сегодня радиационный фон, уровень шума и сохрана в деревне относительно низкие.
Немного походил по зданиям вдоль главной улицы. И жилые дома и что-то вроде магазина. Хоть это уже и относительно глубоко в Зоне, дестрой сильный.
По пути к последней точке встретили одинокого волка.
Деревня Углы.
На въезде в деревню стоит старый винзавод. По отзывам нашего сопровождающего, вино здесь делали довольно качественное.
Кроме профильной продукции завод выпускал другие напитки и консервации.
Углы поменьше предыдущих н.п., проверил несколько домиков. Все как всегда.
Стремительно приближался вечер и конец отведенного времени пребывания в Зоне, нужно выезжать.
По пути еще раз встретили живность - стайку косуль. Фото на ходу, можно попытаться разглядеть белые жопки в центре снимка.
Последняя вышка и какие-то постройки в районе бывшего поселка Ленино. Возможно раньше тут был еще один кпп.
Еще немного лесных дорог и мы покидаем заповедник, выезжая на трассу из Александровки.
__________
Итого, стоит ли сюда ехать?
Если задумались, то конечно же НЕТ.
Почему нет и что делать если все же да, я подробно рассказал в
прошлый раз.
Один из рабочих вариантов - "день открытых кпп" или Радуница, которая случилась через месяц после этой поездки. О чем в следующем отчете;)
__________
Как всегда ставьте лайки, пишите комменты - пост выйдет быстрее.
А еще быстрее все появляется в моей инсте
@budgawl.