В каком потрясающем месте мы вчера были!!!!
Один увлеченный кочевыми народами учитель географии московской школы - Константин Куксин, свой отпуск проводил в Монголии. Пожил три месяца, а потом решил привезти юрту - гэр - в Москву и познакомить школьников с бытом и укладом жизни этого интересного народа. Привез, сделал. А потом нашлись единомышленники, и увлечение переросло в потрясающее стойбище из жилищ кочевых народов всего мира - индейцы, коряки, ненцы, киргизы, монголы, бушмены. Здесь есть и жилище перуанских кочевников и юрта великого чингиз-хана. И теперь можно не только посмотреть, Но и активно поучаствовать в этой жизни.
Называется Музей кочевых народов.
Увидела я рассказ о музее и загорелась. Давно уже загорелась, а тут Марко со своим путешествием. Знак? Знак!
Тем более что вчера заканчивалась неделя киргизских народов, предлагали экскурсию по сказкам и играм киргизов. Тк целых два города находились на Великом шелковом пути - Суяб и Навакет (не уверена правда, что марко поло их посещал), решено было идти не откладывая.
Мы не пропагадали! Понравилось настолько, что Ярушка даже жить собрался в юрте.
Вот схема жилищ музея
Но обо всем по порядку.
Это киргизская юрта.
Встречал нас хозяин юрты. И начал он со сказаний о батырах, главным из которых был Манис. Он не только сражался геройски, он еще и красиво влюблялся. Именно он придумал комуз. Сидел под деревом, услышал волшебную музыку. Когда поднял голову, оказалось, что хищник разодрал свою жертву, кишки зацепились за дерево, высохли, и ветер играл на высохших "струнах". Кстати, классически у кочевых народов струны делают из высушенных и растянутых кишок (ну да, кровавая история, но детям понравилась).
Мы попели киргизские песни.
А потом принялись играть в "настолки"))))
Асычки, это такая играааа! Ищем теперь барана)
]
А пока заменили на гальку и тренируемся.
Первый вариант - "волки и овцы". Подбрасываешь вверх один камень и пока он летит нужно схватить другой из кучки, лежащей перед тобой и поймать тот, что в воздухе. У экскурсовода это происходило моментально. Я после получасовой тренировки дома, подбрасывая под люстру, поймала двух овец))))
Второй вариант, все асычки подбрасываешь в воздух и ловишь внешней стороны ладони. Потом подбрасываешь пойманные и ловишь в ладошку. Тоже теперь режемся постоянно)))
Третий вариант похож на нашего "Чапаева" - одну асычку щелбаном направляешь по досочке в сторону выставленных в ряд асычек. Цель, сбить как можно больше.
Четвертый вариант - проходит только с асычками (у них четыре стороны - овечка, бык, верблюд и конь. Бросаешь по одной асычке. В зависимости от того, как она падает, получаешь очки от 0 до двух. Первый, кто набрал 10 становится за спинами остальных. Они закрывают глаза, он показывает любой палец. На счет три, все открывают глаза и показывают тот палец, который, как они думают, показал он раньше. Усложненный вариант - еще и на какой из рук. Кто угадал - выиграл.
Нам рассказали о том, как появилась домра. Оказывается, когда умер на охоте сын Чингиз хана никто не хотел приносить эту весть хану, тк гонцов с плохими вестями казнили. Тогда великий сказитель сыграл на домре так, что хан понял все без слов. Тогда у домры было много струн и не было дырочки посередине. Хан был впечатлен искусством музыканта, но закон есть закон, приказал казнить музыканта. На что музыкант сказал: "О, хан, ведь весть тебе принесла моя домра, ее и казни". Хан согласился и велел залить домру свинцом. От этого в инструменте прожглась дырочка и лопнули все струны кроме двух. С тех пор домры делают только так.
Мы попели киргизские песни, выпили национального чая (он гораздо вкуснее актынчая)))
И принялись играть в подвижные игры.
Канат в Киргизии перетягивают вот так:
еще мы поборолись на кушаках)
А еще мы загадывали и разгадывали потрясающие загадки. Они сочиняются в прозе, но должны быть поэтические сравнения, ритм и главное три части: первая посвящена природе, вторая живому - чувствующему, а третья философская.
Пример загадки: Назови три того, что бывает сильным.
Пример ответа: Сильный ветер, гуляющий по бескрайним просторам степи. Сильные батыры, живущие в нашем стойбище. Но сильнее всего любовь матери к своему сыну.
Дети придумывали такие потрясающие отгадки!
Попробуйте сами отгадать:
1) назови три того, что бывает прекрасным.
2) назови три того, что бывает быстрым
3) назови три того, что бывает горячим
4) и самое сложное - назови три того, что бывает пушистым.
И в конце этого потрясающего путешествия покажу, что еще есть в этом чудесном месте:
библиотека
чум цаатомов
гостевая юрта
офис
Обо. Увеличьте, можно различить лица богов, губы намазаны молоком, а в подношениях монетки. Кроме того, вокруг высажены растения, которые растут именно в этих регионах.
чум шамана
Юрта чингиз хана (колеса потрясающие. Во время нашего посещения старшеклассники слушали рассказ другого экскурсовода о быте монголов. Потрясающе интересно, но вид монгола, размахивающего саблей и вещающего: "Захватим мир" и далее по монгольски, настолько впечатлил сына. Что он меня утащил подальше от "страшных сказок". Но думаю, мы еще вернемся))))
буддийский храм
ненецкий чум
хижина баджо
типи
палатка аймара (Перу).
А еще внутри машины можно увидеть и погладить настоящие шкуры Северных оленей)))
Вобщем сын собрался ходить каждый день и я только "за"))))
прочитать про музей можно здесь -
https://vk.com/club11671760 Кстати, в субботу как раз собираются рассказывать про монголов)