Извиняюсь за задержку с ответом - не проверял свой блог, мне никто не пишет :)
Это сложное понятие. Санскр. слово "puṇya", "пунья", "заслуга", "заработанное".
Поскольку у ранних буддистов есть утонченное учение о карме как намерении (а не действиях как таковых), то со временем появилось специфическое для ортодоксального, южного буддизма (Ланка и ЮВА) учение о "посвящении\разделении заслуг". Грубо говоря, если карма это плохое или хорошее намерение, то у благочестивого человека много хороших намерений и действий, и много хорошей "кармы", karmaphala, "плодов действий". Поскольку это нечто идеальное, виртуальное, то в случае чьей-то беды можно поделиться своими благими плодами с другими людьми, отдав\подарив им их. Поскольку это не вещественное, то не только благие плоды не исчезают ни в каком объёмеЮ а только возрастают у отдавшего их (ибо это очень благое действие - пожертвовать своей кармой во имя страданий другого), но и "получивший" получает большое количество "хорошей кармы", которую он также может посвятить кому-то и умножить многократно. Повторять Ν раз. На практике это осуществляется так: нужно сконцентрироваться и подумать о находящемся в беде человеке, мысленно представить, как помогаешь ему, пожелать всего самого лучшего. И лучше всего, как говорят учители, если кто-то скажет пострадавшему, что какой-то (или определенный) человек или люди посвятили ему свои "заслуги". Т.е. механизм здесь, скорее всего, психологический - попавший в беду узнает о поддержке и сопереживании ему других людей, и ему становится легче на душе.
Элементы схожести с католической "капитализацией сверхдолжного".Главный вопрос в том,что "заслуга" в поврежденном мире невозможна без признания "предопределения"-несвободы.
"Намерение"-уже осознанное,или бессознательное-индивидуально детерминированное?"Карма" "присутствует" всегда в жизни человека,или "появляется" в определенный момент жизни, при самоосознании?
"Намерение" - только сознательное. "Бессознательные" умственные тенденции и процессы частично рассматриваются как "karmaphala" - "плоды кармы", результаты прошлых намерений-выборов (в этой жизни, а в некоторых трактовках - и в прошлых. Но "прошлые жизни" в "буквальном смысле" в реалистическом-натуралистическом, атеистическом и эмпирицистском раннем буддизме проблематичны - скорее речь идёт о генетической и эпигенетической наследственности и физиологии в целом - очевидно, что ребенок людей с определенным набором генов, какими-то специфическими маркерами, унаследует эти признаки (агрессивность, тревожность, выраженность исследовательского и ориентационного инстинкта и т.д.). Вероятно, от проницательного буддийского взора не укрылось то, что существует общий генетический и фенотипический вектор в жизни данного индивида (континуум генетико-физиологической преемственности), который, по сути, размывает его индивидуальность и превращает его скорее в частное проявление вектора). Но, повторюсь, это только частично.
Учение о "карме"-намерении имеет практическую ориентацию: внимательное изучение, наблюдение и контроль собственных мыслительных процессов, намеренной активности. Вся мыслительная активность должна быть намеренной и благой с точки зрения раннего буддизма (типы подробно перечислены - все благие намерения, предшествующие разнообразным благим действиям - помощи, состраданию, утешению, усердию в приносящем людям пользу и уменьшающем их страдания и т.д. и т.п.). Существует также намеренная неблагая умственная активность: она тоже подробно исчислена (разнообразные злые и плохие мысли и тенденции). Существует также нейтральная активность - также кодифицирована. Любую ненамеренную активность следует сводить к минимуму\нулю. Окончательное торжество ясного и осознающего ума - цель буддистской практики и медитации.
Нет необходимости в извинениях,все нормально.В моих представлениях-длительные паузы в обсуждениях,иногда, необходимы для "квантования" смыслов. В целом,мне кажется,что я понял сказанное Вами,и согласен с обьективностью "понятого".Может быть,преимущественный "вклад" в "плоды кармы" индивида "осуществляет" фенотипический вектор. Абсолютно вне моего понимания сама возможность,историческая,получения подобного эмпирического обобщения.Это невозможно обьяснить одной лишь "проницательностью",необходим очень большой массив,параллельность, наблюдений,"промежуточные обобщения".Очевидно,что значимым является продолжительность отдельного индивидуального наблюдения относительно продолжительности существования обьектов наблюдения(необходимо видеть "начало-конец-начало" циклов вдоль "фенотипического вектора").Проблемы с "передачей накопленного"-достоверность,проблемы "ученичества,"итд. В любом случае,по моим ощущениям, нельзя исключать некого "откровения"(условно).Вот,"четыре зрелища"(" жизнь-смертельная болезнь передаваемая половым путем")-может быть,в этом "ключ"?Помещенные в одну "точку" они обозначают "точку бифуркации"("возможность купировать боль при этой болезни"?)
Это сложное понятие. Санскр. слово "puṇya", "пунья", "заслуга", "заработанное".
Поскольку у ранних буддистов есть утонченное учение о карме как намерении (а не действиях как таковых), то со временем появилось специфическое для ортодоксального, южного буддизма (Ланка и ЮВА) учение о "посвящении\разделении заслуг". Грубо говоря, если карма это плохое или хорошее намерение, то у благочестивого человека много хороших намерений и действий, и много хорошей "кармы", karmaphala, "плодов действий". Поскольку это нечто идеальное, виртуальное, то в случае чьей-то беды можно поделиться своими благими плодами с другими людьми, отдав\подарив им их. Поскольку это не вещественное, то не только благие плоды не исчезают ни в каком объёмеЮ а только возрастают у отдавшего их (ибо это очень благое действие - пожертвовать своей кармой во имя страданий другого), но и "получивший" получает большое количество "хорошей кармы", которую он также может посвятить кому-то и умножить многократно. Повторять Ν раз. На практике это осуществляется так: нужно сконцентрироваться и подумать о находящемся в беде человеке, мысленно представить, как помогаешь ему, пожелать всего самого лучшего. И лучше всего, как говорят учители, если кто-то скажет пострадавшему, что какой-то (или определенный) человек или люди посвятили ему свои "заслуги". Т.е. механизм здесь, скорее всего, психологический - попавший в беду узнает о поддержке и сопереживании ему других людей, и ему становится легче на душе.
Reply
Reply
Не думаю, что есть христианские эквиваленты этому учению. Здесь скорее параллели с психологией, методами групповой терапии.
Reply
Reply
"Намерение" - только сознательное. "Бессознательные" умственные тенденции и процессы частично рассматриваются как "karmaphala" - "плоды кармы", результаты прошлых намерений-выборов (в этой жизни, а в некоторых трактовках - и в прошлых. Но "прошлые жизни" в "буквальном смысле" в реалистическом-натуралистическом, атеистическом и эмпирицистском раннем буддизме проблематичны - скорее речь идёт о генетической и эпигенетической наследственности и физиологии в целом - очевидно, что ребенок людей с определенным набором генов, какими-то специфическими маркерами, унаследует эти признаки (агрессивность, тревожность, выраженность исследовательского и ориентационного инстинкта и т.д.). Вероятно, от проницательного буддийского взора не укрылось то, что существует общий генетический и фенотипический вектор в жизни данного индивида (континуум генетико-физиологической преемственности), который, по сути, размывает его индивидуальность и превращает его скорее в частное проявление вектора). Но, повторюсь, это только частично.
Учение о "карме"-намерении имеет практическую ориентацию: внимательное изучение, наблюдение и контроль собственных мыслительных процессов, намеренной активности. Вся мыслительная активность должна быть намеренной и благой с точки зрения раннего буддизма (типы подробно перечислены - все благие намерения, предшествующие разнообразным благим действиям - помощи, состраданию, утешению, усердию в приносящем людям пользу и уменьшающем их страдания и т.д. и т.п.). Существует также намеренная неблагая умственная активность: она тоже подробно исчислена (разнообразные злые и плохие мысли и тенденции). Существует также нейтральная активность - также кодифицирована. Любую ненамеренную активность следует сводить к минимуму\нулю. Окончательное торжество ясного и осознающего ума - цель буддистской практики и медитации.
Reply
В целом,мне кажется,что я понял сказанное Вами,и согласен с обьективностью "понятого".Может быть,преимущественный "вклад" в "плоды кармы" индивида "осуществляет" фенотипический вектор.
Абсолютно вне моего понимания сама возможность,историческая,получения подобного эмпирического обобщения.Это невозможно обьяснить одной лишь "проницательностью",необходим очень большой массив,параллельность, наблюдений,"промежуточные обобщения".Очевидно,что значимым является продолжительность отдельного индивидуального наблюдения относительно продолжительности существования обьектов наблюдения(необходимо видеть "начало-конец-начало" циклов вдоль "фенотипического вектора").Проблемы с "передачей накопленного"-достоверность,проблемы "ученичества,"итд.
В любом случае,по моим ощущениям, нельзя исключать некого "откровения"(условно).Вот,"четыре зрелища"(" жизнь-смертельная болезнь передаваемая половым путем")-может быть,в этом "ключ"?Помещенные в одну "точку" они обозначают "точку бифуркации"("возможность купировать боль при этой болезни"?)
Reply
Leave a comment