Ключевой фрагмент здесь: "Однако (я уже писал об этом в "Фантастике и футурологии") возможно, что вещие сны и прочие формы предсказания будущего существуют и в то же время не существуют. Они существуют в субъективном смысле и не существуют как явления, которые требуют обращения к чему-либо кроме статистики совпадений в численно больших множествах. Если десять миллионов жителей большого города каждую ночь видят сны, то весьма вероятно, что какой-то их части, к примеру 24 тысячам, приснится смерть близкого человека. В свою очередь, вероятно, что в течение ближайших недель у кого-нибудь из этих 24 тысяч действительно умрет родственник или знакомый. А у кого же нет больных родственников, и среди чьих знакомых не случается несчастных случаев?" Но таким -- статистическим -- образом никто не рассуждает. Никто не смотрит на себя как на элемент численно весьма большого множества, и, вместо того чтобы счесть сон и явь двумя независимыми переменными, мы изумляемся тому, что предвидели несчастье раньше, чем оно произошло. А если кому-то в течение его жизни такое совпадение встретится дважды, тут уже ничем не поможешь: ничем не выбить из головы этого человека убеждения, что его посещают вещие сны."
Именно потому, что врачи не приучены (как и вообще почти никто) "мыслить статистически", они воспринимают случаи, когда вдруг неожиданно приходят два тяжелых больных со схожими редкими и тяжелыми диагнозами как что-то "необычное", как некий таинственный закон. А это просто статистическая флуктуация. В моей семье (или роде) распространена какая-то генетическая поломка - ряд родственников умерли\пострадали от рака (в разных формах) . И у меня, вероятно, она есть. И они вполне могли прийти со своей бедой к одному и тому же врачу в одно и то же время, так как живут рядом, в одном районе, и лечатся в одной местной поликлинике. Ну какой же это закон "парных случаев"? Здесь совершенно очевидная и классическая причинность.
"Однако (я уже писал об этом в "Фантастике и футурологии") возможно, что вещие сны и прочие формы предсказания будущего существуют и в то же время не существуют. Они существуют в субъективном смысле и не существуют как явления, которые требуют обращения к чему-либо кроме статистики совпадений в численно больших множествах. Если десять миллионов жителей большого города каждую ночь видят сны, то весьма вероятно, что какой-то их части, к примеру 24 тысячам, приснится смерть близкого человека. В свою очередь, вероятно, что в течение ближайших недель у кого-нибудь из этих 24 тысяч действительно умрет родственник или знакомый. А у кого же нет больных родственников, и среди чьих знакомых не случается несчастных случаев?" Но таким -- статистическим -- образом никто не рассуждает. Никто не смотрит на себя как на элемент численно весьма большого множества, и, вместо того чтобы счесть сон и явь двумя независимыми переменными, мы изумляемся тому, что предвидели несчастье раньше, чем оно произошло. А если кому-то в течение его жизни такое совпадение встретится дважды, тут уже ничем не поможешь: ничем не выбить из головы этого
человека убеждения, что его посещают вещие сны."
Именно потому, что врачи не приучены (как и вообще почти никто) "мыслить статистически", они воспринимают случаи, когда вдруг неожиданно приходят два тяжелых больных со схожими редкими и тяжелыми диагнозами как что-то "необычное", как некий таинственный закон. А это просто статистическая флуктуация. В моей семье (или роде) распространена какая-то генетическая поломка - ряд родственников умерли\пострадали от рака (в разных формах) . И у меня, вероятно, она есть. И они вполне могли прийти со своей бедой к одному и тому же врачу в одно и то же время, так как живут рядом, в одном районе, и лечатся в одной местной поликлинике. Ну какой же это закон "парных случаев"? Здесь совершенно очевидная и классическая причинность.
Reply
Reply
Leave a comment