Если большинство стран мира движется в направлении создания профессиональных армий, то Норвегия «плывет против течения». Министр обороны Эспен Барт Эйде направил в парламент меморандум, в котором призывает народных избранников принять закон об обязательном прохождении срочной воинской службы женщинами. Ожидается, что высший законодательный орган страны рассмотрит предложение на проходящей сейчас весенней сессии.
С 1985 года норвежки в возрасте от 19 лет получили право добровольно проходить срочную воинскую службу сроком в один год. В результате число срочниц составило примерно 7% от общего числа солдат. По мнению министра, дамы хорошо зарекомендовали себя в армии, и, как заявил Эспен Барт Эйде, «в эпоху высоких технологий, когда от военнослужащего требуется не столько физическая сила, сколько знания и способность принимать правильные решения, нет оснований делать исключения для девушек». Эту точку зрения разделяет и командование вооруженных сил, принявшее программу доведения количества женщин в армии к 2020 году до 20%. При этом на командных должностях должно находиться не менее 25% дам. На недавней конференции «Женщины в вооруженных силах Норвегии» подчеркивалось, что является недопустимым сегодняшнее положение, при котором высшие командные посты занимают преимущественно мужчины. Из 28 генералов лишь две представительницы прекрасного пола, а среди 175 полковников четыре женщины.
По словам научного сотрудника НИИ вооруженных сил Норвегии Франка Стедера, возглавляющего проект по улучшению «гендерного положения» в армии, главным препятствием для роста числа женщин в погонах является их неприятие мужчинами-коллегами. «Наши исследования показали, что парни, оценивая товарищей по оружию, выше всех ставят мужчин-здоровяков, на втором месте слабаки, затем идут девушки. Ниже их в глазах однополчан стоят только гомосексуалисты. Причем такая оценка никак не связана с реальными достижениями в боевой подготовке военнослужащих», - говорит Франк Стедер. По его словам, чаще всего девушки-солдаты жалуются на шутки и намеки сексуального характера со стороны товарищей по казарме, что подрывает их желание продолжать службу. С жалобами такого рода обращается одна из пяти девушек-срочниц. В дискуссии, развернувшейся сейчас в стране в связи с предполагаемым переходом на «израильскую модель», в качестве типичного случая издевательств над юными «амазонками», надевшими форму, приводится история 23-летней рядовой Элис Асплунд, произошедшая в сентябре прошлого года. Во время учений в рамках курса «полевой гигиены» лейтенант приказал своему взводу голышом выкупаться в водоеме. Среди 30 солдат-срочников, получивших приказ, три были представительницами прекрасного пола. Одна из девушек была освобождена от раздевания, поскольку у нее обнаружилась натертость на ноге, другая охотно выполнила приказ, а третья - Элис Асплунд, заявила о своем несогласии. «Я предложила взводному альтернативу: либо я раздеваюсь и купаюсь в сторонке, либо вместе со всеми, но в лифчике и шортах, - рассказала она потом. - Лейтенант ответил отказом: по его мнению, в армии все равны, и исключений быть не должно. Я заплакала, почувствовала себя униженной и подчинилась».
Асплунд заявила на командира в военную прокуратуру, а также выступила со своей историей в СМИ. Скандал разразился до небес. Лично министр обороны принял обиженную рядовую, заверив ее, что подобного никогда не повторится, и армия не позволит оскорблять личное достоинство военнослужащих. Лейтенант был оштрафован и переведен в другую часть. «Я довольна реакцией командования, и продолжу службу в вооруженных силах», - прокомментировала последствия купания героиня скандала. После этого случая в вооруженных силах был введен специальный «телефон доверия» для девушек, по которому они могут напрямую жаловаться в вышестоящие инстанции на преследования, связанные с их полом. Командирам всех уровней приказано под страхом наказания мгновенно реагировать на случаи «психологического преследования» женщин в погонах. В общем, главное препятствие на пути создания «самой равноправной армии в Европе» устранено. Слово только за депутатами. Все парламентские партии страны позитивно относятся к введению всеобщей воинской обязанности для девушек, поэтому, как ожидается, предложение министра обороны будет принято.