Такой должна была бы выйти статья в газете НИУ МЭИ "Энергетик". Но то, сё, пятое, десятое... Итак, слово автору:
Сколько бы ни было форм государственного правления,
в науках всегда была и будет только одна - форма свободы. - Ф. Бэкон
Ядерный конферансье
Читатель! Именно ты выиграл счастливый билет, по которому перед тобой расступится строй солдат с автоматами, двухметровые турникеты и двери главного корпуса Национального исследовательского ядерного университета «МИФИ».
Вот уже шестой день рождения отметила итоговая конференция конкурса научных работ студентов ОАО «Концерн Росэнергоатом». Второй раз кафедру АЭС НИУ «МЭИ» представляет, в числе лауреатов, ваш покорный слуга.
Информация об этой конференции действительно секретна. Каждому лауреату вручаются только тонкие экземпляры книжки с тезисами докладов. Бездонная сеть хранит в себе отдельные отрывки с первых четырёх мероприятий, проходивших в подмосковном Обнинске с 2006 по 2009 годы. Нет сайта, отдельно посвящённого этому событию. Положение о конкурсе в этом году на кафедру пришло прошлогодним, со старыми датами - и пришлось «присланному верить».
Вся информация об очередном конкурсе поступит к тебе через твоего связного (по совместительству - научного руководителя). Любой шаг влево или вправо от регламента карается отсутствием факта рассмотрения работы. Помни, во-первых, необходимо выкроить время во время конца семестра, экзаменационной сессии. Потребуется несколько форм, из них два документа заверяем у проректора, всё собирается в конверт и с печатью канцелярии отправляется в МИФИ. Научный руководитель получает электронное письмо с датой конференции только за две недели до её начала. Втайне от учебного графика, непременно в пятницу, отправляемся на Каширское шоссе, д. 31. А там…
НИЯУ «МИФИ»
Там вы встаёте перед шестью турникетами и двумя солдатами (по краям) с автоматами. Всё по-настоящему, с серьёзными лицами, хотя больше для вида. В левом верхнем углу столик, за ним группа студентов. Для пропуска выдают именной бейдж + подарочный пакетик (блокнот, ручка, флеш - карта (8Гб), сборник тезисов докладов, программа конференции). Идём, не задавая лишних вопросов военным, прямо - в главный корпус.
Как список фамилий студентов на столиках делится на две части, так и сама конференция делится пополам. В прошлом году ютились в библиотеке вне главного корпуса, в этом году и места больше и оснащение лучше. Прогресс.
В 10.10 ответственный руководитель секции, Георгий Валентинович Тихомиров, пояснил организационные моменты. Главное: непрерывный поток выступающих студентов делится обеденным перерывом пополам.
Из-за жёсткого графика конференции каждому на выступление давалось 7 минут. Хотя двое лауреатов не присутствовали, выделенного времени не хватало практически никому. После каждой презентации из аудитории задавалось два уточняющих вопроса. Как и в прошлом году, большинство вопросов звучало из уст автора заметки.
Из представленных работ постараюсь сделать вне - тематическую классификацию. Одни - обобщение множества открытых данных по одному вопросу. Вторые - результаты моделирования процессов, компьютерные 3D модели. Третьи - полномасштабные испытания на стендах, изготовление действующей модели прибора, инновационные разработки. Номер премии, по моему личному мнению, (победитель - первая/вторая/третья) в большинстве примеров точно соответствовал проникновению выступающего в суть проблемы, пониманию её роли для атомной энергетики в настоящий момент или в будущем. После выступления каждому вручались портфели и ветровки с символикой ГК «Росатом».
Очень жаль, что из-за спартанского графика многие интересные работы остались без более детального рассмотрения. Автор на первое замечание ответить не может, либо отвечает на что-то своё околицей. Мягко похлопываем в ладоши - а тут бац, солидное второе место. Автор читает, заикаясь, с бумажки, руки трясутся и первые десять слайдов тянут минуту за минутой. Какое? Правильно, второе место. Нет оценки у каждой из работ, всё скрыто между собой, в мраке тайн. Рецензии на работы научному руководителю не выдаются. Может быть, они вообще не существуют?
Три часа тринадцать минут, собираемся вместе на третьем этаже. Идут три презентации (не смотрите, дырки не будет). От госкорпорации идёт первая - дорожная карта строительства АЭС, требуется 25 тысяч новых студентов. Начальный оклад - 21.000-24.000р. Соблазняют новыми местами, квартирной ипотекой. Один процент первые семь лет, дальше - по ставке ЦБ РФ. Посчитал, что если 30% з/п отдавать, то расплатишься за двухкомнатную в первом случае за 20 лет, во втором - за 19. И это если каждый год проводить индексацию! Азия-с. И чистая математика. Вторая презентация о том, насколько хорош нижегородский университет, кузница молодых кадров для «Росатома». Ну так и мы не плохи - в десятку поставщиков сырья высококачественного всесторонне обученного студента, которого ждут после выпуска на работу 3 компании - входим.
Заключительные слайды от Георгия Валентиновича. Вот тут поинтереснее - говорится о болевых точках отрасли у нас и даже за рубежом. Указаны недостатки, серьёзное отставание от ВУЗов со схожей специальностью во Франции, США. Что из основного? Закрытость информации - о, да, этого добра ещё на внуков хватит, самим архивы не разгрести. ВУЗ'овские нормы обучения студентов отстали от текущих ожиданий на предприятиях страны, не то, что в мире. Отсутствие планомерных денежных вливаний и крупных задач от государства для науки как таковой. Отсутствие взаимосвязи между институтами - сложно провести своего рода «облачные вычисления», даже такие конференции. Вымирание профессорского состава, проблема передачи знаний. Липовые производственные практики. Отсутствие информационной поддержки.
Как решать? Решение задач лежит на поверхности.
После, слайды обсудили - снова времени дали немного, аж сорок минут. В семь вечера, так толком ничего не собираясь решить, довольные и усталые, вышли. Сначала фотографировались на фоне основателей МИФИ, а через 15 минут перешли на дружеский ужин. Пошли тосты. Не чокаясь за науку, стоя за Росатом. После десятиминутного тоста дедушки с Белоярки, когда на полном серьёзе реактор с двумя сотнями аварийных остановов оказывается русским чудом и прорывом в инженерно-ядерной мысли, стало не по себе. Ушёл по-английски.
Подытожу:
По сравнению с прошлым годом, конференция развивается - она стала чуточку лучше. Однако системные проблемы закрытости информации (в нашей ядерной сфере), недостаток времени обсуждения полученных результатов, финансовые вопросы требуют к себе пристального внимания.