14.2.2011
17:03Дочь времени - «акушерка постмодерн»
Публикуется с разрешения автора.
Перевод: Алена Петелина.
В течение последнего тысячелетия акушерки сопровождали и сопровождают женщин в родах. В более древние времена они, как правило, помогали женщинам только непосредственно в момент рождения ребенка. Со времен индустриальной революции врачи-мужчины заменили акушерок и хорошо «подвинули» вниз по иерархической лестнице, заставляя их заботиться о чрезмерно большом количестве женщин сразу, ограничив при этом их профессиональную самостоятельность.
Новое тысячелетие ознаменовано расцветом биомедицинского Гегемона по всему миру, и акушерки, эти дочери своего времени и традиций, ищут себя заново, договариваются о новых способах своей идентификации, своей роли и пытаются найти новые объяснения своему столь долгому существованию.
«Модернизация» - это узкий канал, через который проходит огромное число современных культур. Она пришла в разные части мира в разное время. Сначала в индустриально развитые страны Севера, более медленно в колонизируемые и эксплуатируемые страны Юга. Таким образом, антропологи считают «модернизацию» не особой точкой во времени, а скорее направленностью, устремленностью к «прогрессу», определенную с точки зрения ориентированности на Западные формы обучения, технологий, инфраструктуры, производства, экономического роста и развития мирового рынка. Такая одномерная направленность подобна капитализму в экономике и западной биомедицине в здравоохранении. Таким образом, в сегодня традиционные системы исцеления, включая и акушерство, стали расцениваться представителями средних и высших слоев общества как некие «пережитки прошлого», которые со временем должны исчезнуть.
Точки устремления современной модернизации:
- в экономике - капитализм
- в национальном развитии, строительстве систем инфраструктуры - вода, сточные воды, системы связи, электричество и системы транспортировки
- в производстве - замещение маленького большим: индустриальное сельское хозяйство, массовое производство товаров
- в здравоохранении - биомедицина
Цена модернизации:
- колонизация большей части мира несколькими Западными капиталистическими и индустриальными странами
- непрекращающееся уничтожение сельского хозяйства и местных культур
- массивное загрязнение окружающей среды, в ущерб здоровью людей и планеты в целом
- переоценка «модернизации» и обесценивание местных культур и традиционных систем знаний
«Акушерки постмодерн» видят свою миссию в том, чтобы оберегать и сохранять традиционный подход перед лицом вторжения биомедицины и понимают, что их профессиональная деятельность всегда связана с политикой: им необходимо политическое влияние, если они хотят выжить. Современные акушерки создают сови организации и присоединяются к международным и национальным движениям, чтобы иметь политическую и законодательную поддержку для собственной защиты и защиты матерей, которым они помогают.
Характеристики «акушерки постмодерн»:
- Эклектичный опыт, который охватывает науку, традиционные знания акушерства, профессиональные знания акушерства, а также знания из альтернативных или дополняющих дисциплин.
- Знание культурных традиций
- Следование миссии сохранения акушерства во имя интересов женщин
- Автономность
- Приверженность гуманистической и межнациональной модели акушерства и восприятие акушерства и заботы о женском здоровье как социально значимого движения
- Политическая активность, включая работу с правительствами и участие в местных, региональных, национальных и международных организациях
Традиционное акушерство и постмодерн
Прежнее обучение традиционных акушерок готовило их к тому, чтобы быть простыми участниками своих местных систем и соблюдать субординацию, чтобы в целом сокращать свою личную активность под влияниям натиска современной медицины. Мне такие предписания казались недостаточными для того, способствовать развитию самосознания, политической опытности и автономности, что я и увидела в своих исследованиях Американских и Мексиканских акушерок (Davis-Floid, 1998, 2000, 2001, 2002, 2003, 2004 гг.). Я сформулировала понятие «акушерки постмодерна» не только для того, чтобы включить в него информационный релятивизм множества профессиональных акушерок, ориентированных на международный уровень, но и для того, чтобы увеличить число традиционных акушерок, которые пытаются найти свою новую идентификацию и сформулировать новые способы практики, а также найти объяснения своему столь длительному существованию.
Антропологические исследования в области родов и всего, что связано с рождением, выявили неоднородность в ролях тех местных специалистов, которые помогают в родах в различных уголках мира. Иногда это уважаемые целители, которые обеспечивают и помощь роженицам и заботу о здоровье в целом. Другие имеют «низкий» статус, а организация родов лежит полностью на семье роженицы. Так происходит, например, в Южной Азии. Некоторые народы сохраняют физиологически вредные традиции, такие как использование экскрементов для запечатывания пупочного остатка или мытье ребенка вместе с грязным бельем, а другие продолжают физиологически полезные традиции, такие как кормление грудью или роды в вертикальном положении.
Некоторые народы или традиционные акушерки действуют внутри относительно закрытых систем знаний (Davis-Floid, 2004), в то время как другие расширяют свои традиционные системы за счет того, что включают в них новые понятия и методы. Где-то акушерки сострадательны и их внимание полностью сосредоточено на женщине, а где-то они раздраженно приказывают и ждут, что женщина станет исполнять их команды. Традиционные акушерки не все разделяют модель акушерства, центрированную на женщине и ее интересах и то, что действительно можно считать их общим связующим звеном - так это только то, что они относятся с точки зрения международной классификации к «традиционным акушеркам».
В отличие от этого, традиционные акушерки, которых я идентифицирую как «акушерок постмодерн», опираются и придерживаются «заботливой модели акушерства». В действительности, я развивала концепцию постмодернистского акушерства, как способ сократить разрыв, существующий между традиционными и профессиональными акушерками, которые разделяют одинаковые ценности, включая гуманизм, стремление к автономности, высокий уровень политической активности и, что более важно, информированный выбор.
Традиционные «акушерки постмодерн» в Мексике.
![](http://domrebenok.ru/wp-content/blogs.dir/1/files/2011/02/n705126936_2207197_2076485.jpg)
К примеру, вообразите мое удивление, когда я, обогнув угол в одном из Центров Рождения, в Морелосе (Мексика) принадлежащем донье Фасунда, наткнулась на плоский мраморный стол, оснащенный металлическими стременами. От изумления я рассмеялась, а донна Фасунда с озорством в глазах пояснила, что отцы, свекрови и бабушки, сопровождающие ее клиенток, верят в эффективность больниц и больничных процедур. «Если они хотят, чтобы я действовала как маленький врач (миниврач), я говорю «Я могу сделать это!» Но когда свекровь говорит «Разве ей не пора теперь на стол?» я отвечаю «Нет, еще не время». И я поощряю женщину к тому, чтобы она больше ходила или позволяю ей отдыхать в своей удобной двуспальной кровати. Большинство моих мамочек рожают сидя, становясь на колени или на корточках, и очень не многие хотят ложиться на стол. Если они хотят - пожалуйста, вот он, но в большинстве случаев стол нужен только для шоу. Так мои клиенты чувствуют себя в большей безопасности. Но я заставляю их как можно дольше оттягивать тот момент, когда они окажутся на столе. До тех пор пока женщина на самом деле не зайдет как можно дальше в сам процесс родов и тогда она сама находит, что вертикальное положение для нее гораздо предпочтительнее.
Продолжение:
Источник