Вимм Билль Данн продан

Feb 15, 2011 14:42


Совершенно не ожидал, что стану защитником интересов частной компании, так как частные компании преследуют только частные интересы. Но тут как раз тот случай, когда из двух зол нужно выбирать меньшее. Причем первое «зло» - российский частный бизнес - оказался менее страшным, чем другая беда - продажа этого частного бизнеса иностранному собственнику.

Речь пойдет о покупке американской компанией PepsiCo российского производителя молочной продукции и соков - группы компаний Вимм-Билль-Данн (ВБД). Чтобы не портить чью-то нервную систему, придуман альтернативный термин для таких операций - acquisition, или поглощение.   Итак, на 3 февраля - дату закрытия сделки - американская компания владеет 76,98% акций ВБД. 11 марта 2011 года будет объявлено предложение о выкупе оставшейся части акций у мелких владельцев (миноритариев - около 1,5 тысяч юридических и физических лиц). Более того, «дочка» ВБД (Wimm Bill Dann Finance Cyprus) даст кредит «дочке» PepsiCo (PepsiCo Russia Ltd) в 31,37 млрд рублей, необходимый ей для выкупа оставшейся части акций у миноритариев.

В декабре 2010 года сделка получила одобрение со стороны Правительственной Комиссии по контролю за иностранными инвестициями, а в конце января 2011 была одобрена  Федеральной Антимонопольной Службой (ФАС). Сделка вызвала горячую поддержку российского руководства - в частности, Первый Вице-премьер Правительства РФ Игорь Шувалов поздравил Главного исполнительного директора PepsiCo Индру Нуйи с одобрением сделки, сказав, что это одна из лучших сделок за всю историю современной России. Подытожим ее результат, а потом перейдем к главному.

Проведенная сделка - действительно крупное достижение американской компании, поздравления Игоря Шувалова были не формальными. PepsiCo стала крупнейшим в России производителем продуктов питания и напитков с оборотом свыше 5 млрд. долларов в год и с годовым потенциалом роста в 100 млн. долларов, с готовой сетью дистрибуции. Теперь чистая прибыль PepsiCo может быть направлена на дивиденды и выплачена акционерам PepsiCo, которые живут не в России, а, значит, эта «инвестиция» открыла еще один официальный канал вывода прибыли от «инвестиции» за рубеж. Было бы не так обидно, если бы из страны уходила валюта, которая заработана людьми, то есть относилась бы к возобновляемым ресурсам. Но из страны будет уходить валюта, полученная от продажи за рубеж полезных ископаемых, невозобновляемого, конечного ресурса, который надлежит передать следующему поколению, а не съесть "здесь и сейчас".

А теперь о главном. Кажущаяся привлекательность иностранных инвестиций в Россию - только мнимая.

Обычно в качестве положительного примера приводится Китай. Но инвестиции в китайскую и российскую экономику аналогичны по форме, но различны по содержанию. Иностранные инвесторы используют Китай просто как дешевую фабрику по производству готовой продукции. Сама же продукция продается в основном за пределами Китая, благосостояние китайцев слишком низкое, чтобы покупать эту продукцию. То есть источником прибыли для инвестора является весь мир. При этом Китай задействует свою рабочую силу, пи этом постоянно повышается квалификация работников. Часть инвестиций «оседает» в Китае в виде зарплаты, налогов и прибыли, что благоприятно сказывается на экономике всей страны. И все это потому, что в Китае дешевая рабочая сила и дешевое строительство производственных мощностей.

В России все происходит с точностью до наоборот. Инвестиции в российскую экономику принципиально не могут привести к продаже продукции за пределами России - стоимость этой продукции гораздо выше «мировой цены» даже с учетом того, что предприятия в России давно не строят, а используют то, что построено еще в СССР. И даже не вводя новые производственные мощности, у российских предприятий нет денег на поддержание производственного процесса и, тем более - на модернизацию производства, что приводит к накопленю кредитов предприятий. Продукция, произведенная в России, имеет шанс быть проданной только в России. Следовательно, источник прибыли для иностранного инвестора - сама Россия, из которой эта прибыль и выводится на вполне законных основаниях. Отсюда и дефицит государственного бюджета и его следствия - социальная напряженность, безработица, нежелание жить «в этой стране», демографические проблемы, бегство капитала, людей, технологий, научного потенциала и неприменимость любимой правительственной темы - инноваций. Поэтому иностранные инвестиции в Китай приводят к увеличению капитала в стране, а в России - к оттоку капитала в любом его виде: человеческом, финансовом, технологическом.

Резюме - простое, и я о нем писал и буду писать еще много раз: ограничение легальных способов оттока российских финансов за рубеж. Только таким способом можно защитить экономику «нашей страны» от окончательного разорения, «большинство населения Российской Федерации» - от падения уровня жизни, а государство - от долговой ямы, к краю которой оно постепенно подходит.

Китай, Вимм Билль Данн, иностранные инвестиции, Россия, капитал, Шувалов

Previous post
Up