Прошло уже 2 недели с момента опубликования статьи «Встали, извинились - и ушли». В этой статье Евгений Чичваркин - бывший владелец «Евросети» - предлагает свой вариант модернизации России. Это, можно сказать, антикризисная программа в его варианте. Не могу не сказать про нее пары слов. Я уважаю Евгения за его бешеную работоспособность, предприимчивость. Но, как ни странно, став диссидентом, причем не идейным, а финансовым, Чичваркин стал "страшно далек от народа".
Статья была опубликована здесь:
Буду называть бизнесмена Е…гением без его согласия. Если вдруг он прочитает эти строки (шанс равен «0»), то не обидится, ведь именно так он называется в книге М. Котина.
Итак, начинаем.
В начале в качестве примера экономического процветания приведены Гонконг и Дубай. Оба города, ранее никому не известных, преобразились после установления протектората Великобритании (Гонкнг), или после «объединения арабских традиций с британским либерализмом» (Дубай). Обобщив примеры, можно сказать, что Великобритания (где в настоящее время и пребывает коммерсант) как раз и является носителем (или источником) экономического благополучия. По замыслу Е…гения, в России, несмотря на ее размеры, тоже возможно создание мощной свободной экономики. Тут же по мне хотелось добавить: «если она будет создана под контролем Великобритании». Или же «подконтрольная Великобритании». Такая мысль придет в голову не только мне, поэтому сейчас уже сомневаюсь, уж не заказная ли эта программа.
Далее идет интересная аналогия. Допустим, 20 «образованных честных человек» (это слова Чичваркина) оказались на необитаемом острове. При этом моделью общественной и экономической жизни они бы выбрали именно ту, которую предлагает Е…гений. Теперь сделаем этот остров похожим на Россию. Остров большой, необитаемый, с неблагоприятным климатом, безо всякой промышленности. На острове имеется лес, причем его запас крайне ограничен, его вырубают быстрее, чем он растет. Вырубать его люди для тепла - больше никакого источника энергии на острове нет. Холодно, 7 месяцев в году лежит снег, из еды растет только картошка. Но есть на строве небольшой участок с плодородной землей, там тепло, хорошо, много леса и плодородная почва. Иногда на остров заходят корабли с «большой земли» и привозят вкусную еду и красивую одежду, за которую островитянам приходится платить единственным, что есть на острове - деревом.
А теперь о самой экономической модели России.
1 Собственность
Е…гений предлагает все ресурсы, которые есть в стране - в том числе и землю - законодательно и пожизненно закрепить за их хозяевами. Совершенно не важно, как они попали в руки этих хозяев - в «лихие 90-е» во время залоговых аукционов, при последующих рейдерских захватах и прочих вариантах «распила» национального достояния бСССР. То есть те, у кого сейчас нет никаких активов, должны считать, что их никогда не было. Те, у кого что-то есть - считают, что они были всегда и пересмотра итогов «приатизации» не будет.
Теперь рассмотрим островной аналог: Переселенцы, люди «честные и образованные», прибыли на остров и обладают какими-то профессиональными навыками, тудовыми специальностями. Они посовещались и приняли решение о том, как им строить свое будущее. Нет, они не будут совместно работать на этом острове, используя его скудные ресурсы на благо всем и каждому. Они не будут плавить металл, шить одежду, выращивать хлеб. Они остров решили приватизировать, а дальше - каждый будет жить своим умом. То есть распределить всю имеющуюся землю в личное пользование пожизненно. Одному счастливчику достанется единственный теплый участок - с морем, солнцем, плодородной землей, обильным лесом. А остальные получат холодные и безжизненные площади, которые закреплены за ними пожизненно. Оценивать такое решение переселенцев я не буду - они, по версии Е…гения, люди образованные. А их честность служит основой того, что пересмотра итогов приватизации (тьфу, дележа земли) уже не случится.
Вывод: большинству из жителей острова хочется с него уехать - слишком на нем неблагоприятна жизнь. Большинству образованных жителей России хочется того же самого.
2 Налоги
Еще раз о собственности
Е…гений предложил налоговую амнистию всему, что «было нажито непосильным трудом» до амнистии. Допустим, новый собственник получил какое-то предприятие (естественно, не заработав его, а «лихо» приватизировав в 90-х. Но оказался «неэффективным»: проедал начисленную амотризацию, продал устаревшее оборудование вместо того, чтобы купить новое, вместо организации производства сдавал помещения в аренду и брал кредиты в иностранных банках под залог полученных активов. Неэффективность собственника привела к тому, что кредиты он отдать не смог. А может, и не собирался этого делать. Залог (активы неэффективного собственника) перешли к ностранному банку-кредитору. В иностранной собственности оказалось все, что служило залоговой массой при кредитовании. Больше жители России не увидят того, что раньше принадлежало им, пока они жили в СССР. Вернее, увидят и даже, кому повезет, будут работать на этом производстве. Только уже не на себя и свою страну, а на иностранного собственника.
Теперь о налогах. Полная отмена налогов с аграрного сектора, с собственности и с налога на прибыль (Е…гений считает, что таким образом прибыль капитализируется, производство расширится, занятость увеличится, собственники добровольно откажутся от дивидендов). Сохранятся акцизы и небольшой налог с продаж. Государству понадобится минимум налогов - его расходы уменьшатся в разы и будут тратиться только на финансирование судов и тюрем, армию, полицию и Министерство пропаганды. То есть в основном на репрессивныйн аппарат - назовем его МинРеп. Без социальной составляющей.
Большое внимание уделено Министерству пропаганды - МинПроп. Это - одно из самых важных ведомств в стране. Его миссия - пропаганда труда, свободы, уважения частной собственности, закона, культа здоровья, образования и охрана окружающей средыя. Е…гений хочет, чтобы МинПроп путем словесных манипуляций сопрягло свободу с частной собственностью. Частная собственность отличается от общественной тем, что доступ к ней имеют только ее владельцы. Остальные отдыхают. Следствие: если ты работник наемного труда (то есть не имеешь капитала), то у тебя свободы нет. Потому что все вокруг - не твое и кому-то принадлежит. Где тогда твоя свобода, спрашивается?
Вывод: максимальную свободу дает только общественная собственность. Частная собственность свободу только ограничивает. При помощи МинРепа.
Теперь о социальных трансфертах государства по Чичваркину. Их больше не будет. Пенсии не повышаются, новые пенсии вообще не оформляются. О престарелых будут заботиться только их дети и из собственного кармана. Следствие: если нет детей или они не способны содержать потерявшего трудоспособность человека - он сам и виноват. Про государственную помощь тем, кто уже имеет детей тоже придется забыть. Про судьбу детей, оставшихся без родительского содержания (а таких - около миллиона, а появится гораздо больше) Е…гений умалчивает. То есть государство социальных функций больше не выполняет.
Вывод: Государство может выполнять репрессивную функцию, ограничивающую свободу большинство ради свободы меньшинства, а может - социальную, дающую большинству максимум свобод. Государство по версии Чичваркина выполняет первую, ограничительную функцию. Чьим интересам служит это ограничение под названием «частная собственность» - прямо об этом не сказано, можно только догадываться.
3) Инвестиции
Е…гений в своей программе выражает явную обеспокоенность развитием отдельных отраслей экономики. «Компаниям обрабатывающих отраслей предоставить абсолютные налоговые каникулы... Стимулировать приток иностранных инвестиций... Признать мировое разделение труда и заниматься в рамках этого разделения только тем, что хорошо умеем делать и для чего у нас существуют ресурсы» - вот ключевые фразы его программы.
Эти фразы явно противоречат друг другу. В нашей стране существует два ресурса. Первый - это запасы сырья, которые нужно поднять и переправить пукупателю, что очень дорого. Второй - это терпение русского человека. «Надо - значит, надо». Но нормальному («эффективному») производству в России мешает одно неустранимое качество: его дороговизна. Поэтому любая переработка сырья (включая его добычу) слишком затратна. Поэтому долгожданные инвестиции могут идти только в добычу сырья. Поэтому в «мировом разделении труда» у России есть единственное место - добыча и продажа (читай - уничтожение) собственных природных ресурсов.
Поэтому совет предпринимателя о необходимости производства продукции высокого передела, оставаясь при этом в рамках мирового товарооборота, мягко говоря, странен. Такой совет говорит о том, что Е…гений не понимает, почему издержки производства чего бы то ни было в нашей стране выше, чем в других странах. А производство в стране будет конкурентоспособно по ценам только тогда, когда будут выполнены по крайней мере 2 условия:
- когда минимальный прожиточный уровень на человека в месяц в России ($170) будет ниже, чем в Китае (город - $30, село - $12,1) или Индии (город - $9,25, село - $7,91);
- когда стоимость строительства 1 кв. метра жилого или производственного помещения в России (котлован, фундамент, толстые теплоизолирующие стены, двойные окна, отопление, тепло- и водоснабжение, подземная канализация) будет ниже, чем в том же Китае или Индии (строительная площадка, каркас и легкие стены).
Только тогда у нашей страны будет приоритет в инвестировании и в занятости населения. Ведь именно добавленной стоимостью (читай - стоимостью человеческого труда) отличаются товары, произведенные в разных странах. Здесь предложения Е…гения будут поняты правительством: выполнить мечту правительства - повысить конкурентоспособность - можно только снизив жизненный уровень населения, идя по китайскому варианту: 30 (а еще лучше 20) долларов в месяц на человека. В неделю - пару буханок хлеба, круглый год ходить в шортах и паре обуви, вместо дорогущего жилья - домик из фанерных щитов, никакого отопления, строжайшая экономия электричества (все остальное продаем за границу). Вот это будет жизнь!
Теперь перенесемся на остров, на котором нет ни промышленности, ни сельского хозяйства. Островитянам предлагается только допилить остатки леса (без которого жить на острове невозможно), продать его и на выручку купить еды и одежды. Интеллект и квалификация, оставшиеся у островитян, за отсутствием применения будут безвозвратно потеряны (примерно к тому сроку, как будет срублены последние деревья на холодных участках). И больше у в прошлом «образованных» островитян не останется ничего. Кроме, разумеется, единственного на острове теплого и плодородного участка с единственным владельцем. Но на него «честные» островитяне претендовать не будут. А честно замерзнут без одежды. Но, конечно, не все. А только те, кто чуть раньше не умрет от голода. Очень кстати Е.гений в этом пункте своей программы добавляет: «При этом мы сокращаем потребительскую корзину в разы».
Вывод: низкая рентабельность производства в России и включение ее в мировую систему разделения труда приведут к национальному бедствию - безработице, из которой уже невозможно будет выбраться законными средствами.
4) Люди
Интересно предложение об организации своеобразных «зон отдыха» в городах. Эти зоны - другой мир: азартные игры, проституция, употребление легких наркотиков, повышенный налог с продаж. То есть эти зоны - места для «слива» «лишних» денег населения. Вот только Е…гений не предсказал, куда эти деньги пойдут. При развитом сырьевом секторе и отсутствии промышленности «лишние» деньги уйдут на оплату импорта ширпотреба, то есть за рубеж - больше их и израсходовать-то некуда. Читай - на развитие экономики других стран, на повышение уровня жизни людей стран-производителей.
Совершенно замечателен пассаж Чичваркина о платных социальных институтах - образовании и медицине. И о стимулировании потребления их продукции. Е…гений сожалеет, что 70-80% средств населения тратится на еду и одежду, а не 25-30%, как, например, в Австралии. Действительно, что это люди в России так много едят? Зачем они так много тратят на одежду? Нет бы больше лечились и образовывались!
Вывод: В России (как и в других странах) высшим приоритетом является питание. Но в России есть еще одна потребность, не так остро стоящая в других странах - генерация тепла, микроклимата в помещениях. Именно на нее и тратится та прибыль, которую в Австралии и других странах можно направить на развитие медицины и образования, на развитие культуры - в общем, на повышение качества жизни, а не на выживание.
===============================================
В конце своей «программы» предприниматель добавляет: «Я никогда не выйду на баррикады». Разумеется, Е…гений. На баррикадах место тем, о ком написано чуть выше, кто будет жить на 20 долл. в месяц. Место гениальной элиты - другие, более комфортные места, финансовые центры, упоминаемые в нетленке Чичваркина - Дубай, Гонконг. В крайнем случае Лондон.