Yury Raykhel Ничего себе поворот на восток
Похоже, что российским следователям и прокурорам уже нечего запрещать из проклятых США и полупроклятой Европы. И в соответствии с основным трендом дня они повернули на восток. Естественно в сторону главного соседа - Китая. Конечно о том, что русский с китайцем братья навек сейчас разговора нет, но есть вполне понятное после введения санкций желание показать надменному Западу, что на нем свет клином не сошелся и есть еще места на планете, где можно и денег раздобыть и товара прикупить за нефть и газ. И тут случился такой пассаж.
Власти Амурской области нанесли удар по любимому детищу Пекина - Институту Конфуция. Прокуратура пограничного города Благовещенска обратилась в суд с требованием приостановить работу института в местном вузе. Он не зарегистрирован в качестве НКО и не состоит на налоговом учете. Другими словами, получает иностранное финансирование, то есть является иностранным агентом. Суд по этому делу планируется на 4 августа.
Директор института Николай Кухаренко сказал РИА Новости, что «У нас нет статуса самостоятельного юридического лица, нет отдельного банковского счета. Это счет Благовещенского педагогического университета (БГПУ), деньги идут через Федеральное казначейство, все очень прозрачно».
Сейчас в Институте Конфуция в Благовещенске около 200 слушателей, цель института - оказание образовательных услуг по китайскому языку и знакомству с китайской культурой. В нем проходят и бесплатные занятия для Ассоциации пожилых людей. В России создано 17 таких институтов. И вот один из них стал предметом пристального внимания прокуратуры.
Пекин не скрывает резко негативной реакции. Как пишет московская «Независимая газета», в заявлении советника-посланника по делам образования посольства КНР в России Чжао Гочэна указывается, что сети институтов Конфуция в России и центров изучения русского языка в Китае должны получать дальнейшее развитие и поддержку властей, а не закрываться. Дипломат напоминает, что сеть институтов Конфуция и центров изучения русского языка в Китае созданы в соответствии с межправительственным соглашением от 2011 года. Институты Конфуция при российских вузах «являются составной частью российских учебных заведений и ведут свою деятельность под единым управлением вузов, они никак не могут считаться какими-то иностранными агентами».
Особую пикантность ситуации добавляет то, что все это происходит на фоне подготовки приближающегося визита Путина в Китай. Думать о том, что все это просто самодеятельность мало понимающих в политике прокуроров не приходится. Благовещенск находится на левом берегу Амура, а на правом уже Китай. Все городе живут в той или иной мере за счет связей с большим соседом. И прокуроры тоже. Какие-либо случайности исключены. Хотя в скорости все именно так и представят. Не разобрались бравые ребята, перестарались. Ничего, исправим.
Дело, конечно, не в ретивых прокурорах. Все гораздо сложнее. В Москве очень недовольны сложностями в отношениях с Китаем. По газу вроде договорились, но китайцы строить газопровод не хотят и денег на это не дают. Китайские банки не дают кредитов российским фирмам, торгующих с китайскими.
В Совете Безопасности ООН по резолюции по созданию трибунала в связи с катастрофой малазийского самолета китайский делегат воздержался, что косвенно можно расценивать как неодобрение российской позиции. Москва все больше чувствует себя в изоляции, а китайский партнер по противостоянию с Западом никак не помогает.
Второе обстоятельство. В России далеко не все в восторге от сближения с Китаем, которого многие откровенно боятся. И полемика вокруг аренды земли в Забайкалье наглядно показала, что число таких растет с запада России на восток. И это не только рядовые жители, но и часть бюрократов и местных олигархов. Так что случай с Институтом Конфуция не такой простой, как может показаться.
Скорее всего, суд с прокурорами не согласится и дело утихнет. Только напрасно в Москве надеются, что все забудется. Ничего подобного. В Китае такие оскорбления помнят очень долго, иногда веками. Так что горький осадок останется. И он взбаламутит российско-китайские отношения в самый неподходящий для Москвы момент.