О двух Европах

Dec 17, 2013 23:33




О двух Европах
Владимир Ермоленко
оригинал:     КРИТИКА krytyka.com
Мы часто говорим о «двух Украинах», об их совместимость или несовместимости, об их любви или их разлуке.

Но редко замечаем, что Европа тоже имеет два лица. Которые смотрят в разные стороны и нечасто видят друг друга.

Одна Европа - это Европа правил и норм, более-менее лишенных эмоций. Она заканчивается где-то на границе между Германией и Польшей. Это своеобразный европротестантизм, который потерял веру в европейскую цивилизацию, но сохранил ее мораль. Для которого европейская идея превратилась в нравственный закон и набор процедур. Когда нет веры, абсолютом становятся правила.

Другая Европа - стихийная, эмоциональная, Европа веры. Это молодая Европа, в основном бывший соцлагерь, для которого Европа остается визией, идеалом и утопией. Люди в ней верят в Европу, но часто игнорируют правила. Европа для них - мистический экстаз, в котором можно забыть о кодексе. Еврокатолицизм или европравославье, полны веры, готовы за нее умереть - но не всегда готовы по ней жить. Правила для них - это слишком мелко.

Эта вторая Европа - это мы.

Западноевропейцам, этим европротестантам, которые опустили свой идеальный абсолют до правил, сложно нас понять; сложно понять наши европейские флаги среди сечевых котлов, революционных кострищ и националистических лозунгов.

Они понимают немало в наших протестах, но вряд ли понимают главное: для нас Европа - это эмоция, а не нормы. Это далекий идеал, в который мы верим. Божество, с которым мы хотим соединиться, а не правила, по которым нас уговаривает жить его жрец, когда божество оставило свою территорию.

Это также - свет в конце тоннеля. Когда нуждаются в таком свете? Только тогда, когда вокруг темно. - Почему символом украинской протестов стал фонарик в телефоне? Потому что каждый фонарик - это маленький свет в конце маленького тоннеля.

Западноевропейцы часто говорят о том, что они потеряли свою европейскую визию, что они думают и спорят преимущественно о мелких вещах, чем о больших . Почему? - Потому что там, у них - свет. У них день. А когда все вокруг видно, вы можете обойтись без визии. Без дополнительных аппаратов, облегчающих видение.

Однако вся сложность состоит в том, что общество не построишь ни на вере без правил, ни на правилах без веры. Ни только с мыслями о великом, ни только с мыслями о мелком.

Общество не построишь только на эмоциях или только на холодном уме. Организм без разума теряет координацию, организм без сердца теряет надежду.

Европе веры и Европе правил есть что сказать друг другу. Мы уже слышим их; надеюсь, они также найдут в себе силы услышать нас. Понять, что им так же не хватает нашей веры, как нам - их правил.

Ибо вера без правил становится анархической. А правила без веры становятся бездушными.

- See more at: http://krytyka.com/community/blogs

перевод Василина Дячук

фото gazeta.ua

УкроЦитатник, нєтлєнка

Previous post Next post
Up