Идея Николаевна Гаранина.

Mar 25, 2010 00:22

Одно дело, когда человек умирает - пусть и внезапно, но естественной смертью. Убийство же всегда потрясает.
Я не знал Идею Николаевну лично. Но прекрасно знаю её фильмы. Она была новатором в кукольном кино. Так получилось, что первый её фильм, который я увидел, был "Балаган". Ни "Журавлиные перья", ни "Бедная Лиза", а именно "Балаган". Я тогда только пришёл на студию Киевнаучфильм, работал у Давида Черкасского на "Острове сокровищ". И вот как-то раз он (по-моему, именно он, если я правильно помню)говорит мне: - А ты "Балаган" Гараниной видел? -Нет, а что это? -Как?! И ты после этого можешь называть себя мультипликатором?! (хотя я себя так, естественно, не называл) Бегом в проекцию, смотреть!
А тогда, действительно, можно было подать заявку и в зале посмотреть любой мультфильм, который имелся на студии. Пусть даже ты один будешь сидеть в зале, лично тебе, одному - покажут!
Вот, я и сидел один и смотрел. И с первых кадров он меня ошеломил. Я-то привык к совсем другому кукольному кино, и тогда (чего греха скрывать) недолюбливал его. Ну, то есть, исключения были: "Чебурашка" там, "Варежка", но в целом... Рисованная анимация мне была ближе, да простят мне горячо мною любимые Мариночка Курчевская, Нина Виноградова, Наташа Дабижа, Маша Муат и другие кукольники (хотя именно они потом поменяли окончательно моё отношение к кукольной анимации. Особенно Наташа Дабижа с её "Севильским цирюльником". Но я отвлёкся). Да! кстати, фильмы Трнки я тогда тоже ещё не видел. Поэтому, мои представления о кукольной анимации складывались из просмотра весьма посредственных фильмов.
А тут - камера операторская совсем по-другому работает! Фактуры! Свет! Сюжет один чего стоит - по Гарсиа Лорке! А как Кристобаль бился об пол, деформируя лицо. Я впервые увидел страдающую куклу. Ещё и поют! Я говорю - ничего подобного раньше и близко не видел.
И вот пока я сидел в таком онемении, жадно впитывая то, что рушилось на меня с экрана, в зал вошли ещё два человека. Тоже сели и стали смотреть. Я сперва не обратил на них внимания. Но они беспрерывно и монотонно стали о чём-то бубнить. И очень меня этим отвлекали от просмотра и раздражали. Я повернулся и посмотрел на них. Я их не знал. Кто они были - операторы ли, художники, работали ли в кукольном объединении, ещё где - мне это осталось неизвестно. Я вслушался. -Ну, понятно... - бубнил один из них, - здесь она поставила контровой свет... а здесь через зеркало... а тут, видимо, папиросная бумага...
Они не видели фильм. Он для них не существовал. Они разбирали его по косточкам, они видели только сумму технических приёмов и прикидывали, что из этих приёмов можно взять к себе в копилку.
И тогда я понял, какие это страшные люди -- профессионалы. Они уже никогда не увидят фильм, как те простодушные зрители, которые впитывают происходящее на экране всем естеством, и плевать им, как это сделано - важно, какие эмоции это вызывает.
Вы, может, скажете, что эти двое видели этот фильм уже не в первый раз, поэтому и он на них не производил такого эмоционального впечатления. Нет! Они тоже видели его в первый раз, я понял это из контекста разговора. Но они не могли уже смотреть по-другому, они потеряли способность непосредственного восприятия.
Для меня это был урок. И теперь, когда я смотрю в первый раз чью-нибудь работу, я стараюсь отключить профессиональный взгляд и смотреть простодушно, не оценивая внутренне, не анализируя, эмоционально. И мне удаётся! Поэтому, когда ко мне потом подходят иногда создатели, и просят именно профессионального разбора фильма, я всегда им говорю - давайте, сначала я пересмотрю ещё раз, уже специально обращая внимание на те или иные вещи. Тогда поговорим...
А "Балаган" и своё впечатление от него я помню до сих пор. Хотя потом были и фильмы Шванкмайера, и братьев Квэй... И "Next" Барри Пэрвза... Свои впечатления и от этих фильмов я помню тоже. А сейчас всё меньше потрясений на фестивалях. То ли потихоньку костенею, всё-таки, утрачивая способность удивляться, то ли фильмов-открытий меньше стало... Кто знает...

А Идее Николаевне Гараниной - земля пухом. Я действительно не знаю, что за человек она была. Наверное, сложный - художников простых не бывает, наверняка, очень требовательный к себе и другим членам съёмочной группы. А может - добрейшей души человек. Не знаю. Но главное - фильмы у неё - удивительные...

память, анимация

Previous post Next post
Up