Аполлон Бельведерский, ок. 330-320 до н. э. - знаменитая мраморная скульптура классической древности. Она была заново открыта для человечества в XV веке, в эпоху Возрождения. И теперь в европейской цивилизации считается одной из величайших древних скульптур.
Мрамор. Высота: 2,24 м
Музей Пия-Климента, Ватикан
Аполлон Бельведерский - римская мраморная копия бронзового оригинала работы древнегреческого скульптора Леохара (придворный скульптор Александра Македонского, ок. 330-320 до н. э.)
Статуя изображает Аполлона, древнегреческого бога солнца и света, сына Зевса и Лето (Латоны), брата-близнеца Артемиды, в образе молодого прекрасного юноши, стреляющего из лука.
Бронзовая статуя Леохара, исполненная ок. 330 до н. э., во времена поздней классики, не сохранилась. По поводу датировки мраморной римской копии мнения исследователей существенно расходятся.
(деталь) Существует другая реплика прославленной статуи - голова Аполлона, т. н. голова Штайнхайзера (Базель, Швейцария.
Мраморная статуя была найдена между 1484 и 1492 гг. на вилле Нерона в Антии близ Рима (совр. Анцио, Италия). В правление Папы Римского Юлия II, в 1506, статуя Аполлона была установлена в антикварии, построенном архитектором Д. Браманте в саду Бельведер в Ватикане. Отсюда её название.
Ствол дерева для опоры правой руки Аполлона в бронзовом оригинале отсутствовал, он был дополнен в мраморном повторении копиистом. Однако статуя была найдена с отбитыми руками. В 1550-х годах итальянский скульптор Дж. Монторсоли, ученик Микеланджело, дополнил обе руки.
На протяжении веков она служила эталоном совершенства для многих скульпторов.
Наполеон Бонапарт возле статуи "Аполлона Бельведерского" , которую он привез из своего первого похода в Италию в 1797 году.
Валерий Иванович Якоби (1834 - 1902) Инаугурация в Императорской Академии художеств 7 июля 1765 года.
А. Иванов.Вторая половина 1830-х - 1840-е
Голова Христа (три варианта). Гипсовые головы Аполлона Бельведерского, Венеры Медицейской, Лаокоона и маска, обобщающая предыдущие три типа, в повороте головы Христа. Этюд для картины "Явление Христа народу".
Копия статуи в парке Версаля.
Иоганн Винкельман, автор первой научной «Истории искусства древности», писал: «Статуя Аполлона есть высший идеал искусства между всеми произведениями, сохранившимися от древности.
Аполлон этот превосходит все другие статуи с тем же сюжетом настолько, насколько Аполлон Гомера выше и прекраснее Аполлона последующих поэтов..."