Генрих Семирадский. Продавец ваз.1880.
Почти во всех книгах по античной культуре вы найдете иллюстрации, переснятые с греческих ваз. В каждом музее, где есть такие вазы, они бережно хранятся и выставляются на почетных местах.
Под ними написаны красивые и непонятные слова: «кратер», «ойнохоя», «килик»... Нам кажется,
что это вещи, которые делались только для красоты, как нынешние вазы.
Но это не так. Перед нами - бытовая утварь, античный ширпотреб. Лишь немногие из этих сосудов были только украшением - например приношениями богам.
Остальные служили своему хозяйственному назначению: иные в застолье, иные в кладовой. И даже не в богатых домах, а в домах среднего достатка. В богатых предпочитали сосуды металлические - они не бились. Но металл был дорог, дерева в Греции мало, а хорошей глины - много, особенно в Аттике, где изготовлялись самые лучшие вазы. Так в глиняных домах люди жили с глиняной посудой.
Красивые названия этих сосудов переводятся на русский язык очень легко. Пифос (пиф) - это глиняная бочка для хранения
припасов; она была почти шарообразная (чтобы больше вместилось) и очень большая, именно в такой бочке жил нищий мудрец Диоген.
Амфора - это бочонок поменьше и с ручками: не для хранения, а для перевозки и переноски вина и масла. Он строен, как человек; «устье», «шейка», «плечи», «тулово», «ножка» - называют археологи его части.
Гидрия с тремя ручками - это ведро, в нем женщины на головах носили воду из колодца или родника в дом.
Колоколообразный кратер - смеситель, в нем смешивали вино с водой по уже знакомому нам трезвому греческому обычаю.
Жерло вулкана называется «кратер» за сходство с широким раструбом именно этого сосуда.
Ойнохоя - кувшин с тремя устьицами, чтобы можно было наливать вино одновременно в три чаши.
Киаф - черпак на длинной ручке, но он обычно делался не глиняный, а бронзовый, чтобы не разбивался в пьяных руках. Пили налитое вино чаще всего из блюдец, реже - из чашек или из кубков.
Блюдце на ножке называлось «килик» («киликий» у Брюсова значит «маленький килик»). Чашка без ручки называлась «фиал» (отсюда нынешнее слово «пиала»);
чашка с ручкой - «скиф»;
кубок со вскинутыми, как крылья, фигурными ручками - «канфар» (жук);
кубок, имеющий форму звериной морды, - «ритон». Это все - сосуды для пищи и питья.
А для душистого масла, которым натирали тело, были другие, как наши флаконы: стройные лекифы в виде маленьких амфор и пузатые арибаллы в виде маленьких пифосов.
Все сосуды расписывались черным лаком по красно-рыжей обожженной глине. Более старая манера росписи была чернофигурная, более новая - краснофигурная. При черно-фигурной фон оставался красным, фигуры покрывались черным, а по черному процарапывались светлые линии складок одежды и черт лица.
При краснофигурной росписи, наоборот, фон заливался черным, а фигуры оставлялись красными, и на них наносились черные линии, складок и прочие подробности. Это было и красивее и практичнее. Красивее, потому что по светлому можно было выписать больше мелочей: например, чернофигурные головы можно было изобразить лишь силуэтом в профиль, а краснофигурные - также и в фас. Практичнее, потому что когда весь фон черный, то больше поверхности покрыто водонепроницаемым лаком и сосуд лучше держит жидкость.
У амфор, кратеров, ойнохой расписывались бока, у блюдец-киликов - круглые донца. Вписать живое изображение в крут так, чтобы оно его заполняло равномерно и симметрично, очень нелегко.
Греки умели это делать замечательно. Темой росписей были главным образом мифологические сцены (особенно в чернофигурную эпоху: поединки героев очень выразительны в черном профиле).
Потом появились и сцены из комедий, и бытовые изображения - шествие, состязание, хоровод, школа, рынок, мастерская литейщика, - и, конечно, зарисовки застолий: расписывая килик, мастер с удовольствием изображал на нем веселых остробородых мужчин, которые, угловато раскинувшись на ложах, подносят к губам точно такие же килики. При фигурах надписывались имена, а иногда и реплики. Знаменитая ваза в петербургском Эрмитаже изображает мужчину, юношу и мальчика, показывающих взглядами и жестами на ласточку в небе и переговаривающихся надписями: «Смотри, ласточка!» - «Клянусь Гераклом, правда!» - «Скоро весна!»
Альма-Тадема. В гончарной мастерской.
А пословицы «Не боги горшки обжигают» у греков тем не менее почему-то не было.
источник- Михаил Гаспаров "Занимательная Греция"
греческие вазы.
http://www.ancientsculpturegallery.com/greekvases6.html