Leave a comment

sulfid October 21 2014, 06:03:25 UTC
Здравствуй, дорогой друг!

Я наконец добрался до рекомендованного тобой "Острова" Хаксли. Книга очень забавная, хотя воспринимать её как утопию или даже антиутопию довольно сложно. Больше похоже на этюд усталого англичанина об идеальном тихоокеанском курорте, на котором можно не только дешево и вкусно поесть, насладиться природой и бесплатно перепихнуться, но и поговорить о философии.
Тем не менее в рамках дискуссии, в которой тобой эта книга была упомянута, хотел бы привести следующий фрагмент:

" -- В каком статусе я у вас пребываю? -- спросил наконец Уилл.-- - В качестве нежелательного чужака?
-- Нет. К счастью, вы не торговец оружием.
-- И не миссионер,-- добавила Сьюзила.
-- Или нефтепромышленник -- хотя на этот счет вас можно обвинить в соучастии.
-- И не разведыватель урановых месторождений, насколько нам известно.
-- Все вышеперечисленные,-- заключил доктор Роберт,-- являются нежелательными лицами первого разряда. Журналисты относятся ко второму. Мы никогда не приглашаем их на Палу, но если таковой случайно окажется здесь,он не подлежит высылке."

То есть совершенно ясно, что на благословенной Пале существует жесточайший визовый режим для чужаков любого рода. Странно было бы не хотеть такого для любой другой страны.

Reply

bubjas November 4 2014, 16:33:05 UTC
Здравствуй!

Рад, что ты прочёл "Остров", и польщён, что не успокоился на этом.
Однако, из приведённого тобой фрагмента следует, что на Пале существует не "жесточайший визовый режим для чужаков ЛЮБОГО рода", а запрет на въезд и пребывание в стране для торговцев оружием, миссионеров, нефтепромышленников и т.д. И, да, странно было бы не хотеть такого для любой другой страны.

Reply

sulfid November 5 2014, 05:28:28 UTC
Всё верно запрет на въезд и пребывание в стране для торговцев оружием, миссионеров, нефтепромышленников и необходимость получения приглашения или разрешения на пребывание для всех остальных.

"-- Дело в том, что чем больше я знакомлюсь с жителями Палы, тем больше они мне нравятся. Мне бы хотелось получше узнать вас. А попутно,-- сказал он, взглянув на Сьюзилу,-- я, возможно, узнаю лучше и себя самого. Сколько времени мне разрешат здесь оставаться?
-- Пока вы не поправитесь и не окрепнете настолько, чтобы ехать. Но если вы всерьез заинтересовались Палой, всерьез заинтересовались собой -- срок пребывания, наверное, удастся продлить."

Бесспорно, паланезийцы очень добры и отзывчивы, но терпеть чужаков на своей земле отчего-то желанием не горят. (в их случае - потому что любой представитель Запада для них - хитрее всех зверей полевых, и на раз может разрушить этот маленький дауншифтерский Эдем)

Reply

bubjas November 5 2014, 12:03:00 UTC
Во первых - если помнишь, как раз представитель Запада, оказавшись на Пале веком ранее, доктор Эндрю Макфэйл (говорящая фамилия, кстати), вместе с раджой-реформатором и создал этот Эдем. Привёз туда "всё лучшее, что было на Западе" ещё и для того, чтобы жители Палы смогли взглянуть во внешний мир и понять, "что хорошо, а что плохо" (примеры "плохого" неподалёку - Рендан-Лобо). И, да, создав Эдем посреди преисподней, глупо было бы не попытаться оградить его от чертей. И всё-таки очевидно, что "чужаками" для них являются не все представители Западной цивилизации, а те, кто пытается навязывать свои взгляды и убеждения или пытается нажиться на ресурсах. А что остальные? Они приглашают учёных, учителей, врачей, инженеров. Людям разумным, не жадным и не ленивым на Пале рады.

Во вторых, остров был запретным и до того, на протяжении тысячелетий он был недоступен (в виду географических особенностей, отсутствия естественной бухты и т.д.), в связи с чем удалось избежать экспансии (мусульман, христиан..). И всё же махаяна-буддизм каким-то образом проник на остров и получил широкое распространение. Почему? Потому, что достаточно "гибок и прозрачен" для того, чтобы на почве "познания себя" строить идеальное общество? Или Хаксли усматривает в этом течении вполне достаточное религиозно-мистическое дополнение к своим собственным философско-психоделическим изысканиям? В любом случае, он проиллюстрировал мечту об идеальном обществе на фоне учения будды, тем самым обьяснив, почему она несбыточна.

"- Если верить вашему старому радже,- возразил Уилл,- литература несовместима с человеческой прямотой, с философской истиной, с душевным здоровьем и хорошей социальной системой, несовместима со всем, помимо дуализма, одержимости преступлением, навязчивых желаний и необоснованного
чувства вины. Но не беспокойтесь,- он свирепо оскалился,- полковник Дайпа окажет вам необходимую услугу. Когда Пала будет захвачена и начнутся войны, когда здесь станут добывать нефть и развивать тяжелую промышленность, наступит золотой век для литературы и теологии.
- Мне бы хотелось посмеяться над вашими словами,- сказал Виджайя,- но боюсь, вы правы. Меня не оставляет предчувствие, что мои дети увидят, как сбывается ваше пророчество."

И так оно и было, в общем-то. А будь у Палы Армия - это был бы уже другой Остров.

Reply

sulfid November 5 2014, 12:18:01 UTC
Фамилия мне тоже очень понравилась, да)
Так и МакФейл попал на остров по визе. Так что исходный вопрос про необходимость визового режима Пала решала как и я, бесчеловечно-фашистскими методами.

Собственно, ровно так живет современное общество потребления Второго Мира (всякие ОАЭ) - делает для себя минимум, для остального нанимает специалистов. Освободившееся время посвящает "саморазвитию". Мне это кажется очень правильным способом существования (то, что это существование обеспечивается эксплуатацией трудящихся Третьего Мира и сжиганием нефти где-то там меня как гипотетического паланезийца не очень волнует).
В целом про общество Палы у меня созрело большое размышление, я его постараюсь изложить отдельным постом.

Reply

(The comment has been removed)

sulfid November 6 2014, 10:49:48 UTC
Так или иначе, но Пала пускает на свою территорию тех, кто соответствует национальной политике государства и не пускает тех, кто нет. Это и называется "визовый режим" :)
Мне это кажется очень разумным подходом к жизни общества, но ты-то ровно за это меня фашистом и называл, дружище.

Reply

bubjas November 6 2014, 11:14:11 UTC
Ты говоришь о "национальной политике государства", а не о принципах и законах общества (да, на определённой территории). Вряд ли жители Рендана этнически отличаются от жителей Палы. И я не считаю Палу государством в привычном смысле этого слова, именно этим она мне и нравится.

Reply

sulfid November 6 2014, 11:32:42 UTC
"принципах и законах общества на определённой территории" - это и есть национальная политика государства. У Палы есть законы, есть границы, есть аппарат управления - чем же она не государство?

При чем тут этнические различия вообще?

Reply

bubjas November 6 2014, 11:55:09 UTC
прочти в словаре определение слова "национальность", а зодно погугли про Конвенцию Монтевидео.

Пала, представленная доктором больше похожа на коммуну. При том, что официально там монархия, которая в итоге и восторжествовала. Под конец повествования понятно, что Пала превратится в "Государство"

Reply

sulfid November 6 2014, 12:30:26 UTC
Не кипятись, мы же всего лишь книжку обсуждаем)

"Национальность" тут вообще не при чём. Речь о следовании интересам нации - национальном то есть интересе. Этот интерес заключается в том, чтобы всякие бляди-проповедники, продавцы пылесосов и торговцы оружием на остров не попали, не нарушив баланс "коммуны".

Reply

bubjas November 6 2014, 15:53:32 UTC
Говорить о "нации" вне контекста индустриального общества вообще бессмысленно. И вообще этот термин вызывает сильные сомнения.

Reply

sulfid November 6 2014, 12:32:11 UTC
Сам предложил)))
В Конвенции Монтевидео 1933 года закреплены четыре признака государства, как субъекта международного права:
1.постоянное население - есть, паланезийцы
2.определённая территория - да, остров
3.собственное правительство - да, монарх и совещательные органы
4.способность к вступлению в отношения с другими государствами - да, есть посол с Рендана.

Reply

bubjas November 6 2014, 15:44:53 UTC
Именно. За исключением частично 3-го и полностью 4-го пунктов.

3. монарх не имеет политической силы до конца произведения и является противоборствующей силой относительно существующего уклада.
4. представители не монархических кругов (т.е. кроме рани и Муругана), органы самоуправления по-сути, не желают использовать эту способность и никак не выражают согласия вступать в отношения с другими государствами, посол с Рендана - это не их инициатива.

Reply

sulfid November 6 2014, 16:01:26 UTC
Боюсь, ты скатился совсем в демагогию. Монарх это не монарх, посол это не посол, а население государства не нация.
Просто признай уже очевидное, визы там были)

Reply

bubjas November 6 2014, 16:02:55 UTC
=) Если ты хочешь так думать, ничто не сможет тебя переубедить.

Reply


Leave a comment

Up