Когнитивный анализ синдрома предзащитного кретинизма.....

Oct 29, 2012 17:40

Защита диссертации - впечатляющий этап в жизни каждого аспиранта, соискателя и докторанта. Это понятно даже тем, кто ничего никогда не защищал и не собирается это делать.
Также понятно, что защита не может не вызывать волнения у того, кто будет эту защиту переживать. Не волнуются только полные идиоты, которые, правда, среди диссертантов бывают - а последнее время их число, кстати, стало увеличиваться пропорционально росту инфляции в стране.
Но и те, кто действительно умен, диссертацию написал сам и поэтому достаточно хорошо знает свою собственную работу, тоже обычно сильно волнуются и, как правило, приобретают перед защитой странный вид. Эти люди выглядят растерянными и потерянными, их начинают раздирать сомнения, сотрясать нервная дрожь и вид у них становится неадекватный. При этом их интеллектуальный уровень в условиях предзащитного стресса падает практически до нуля.
С научной точки зрения это явление можно обозначить термином предзащитный когнитивный кретинизм, основные признаки которого мы постараемся раскрыть во имя тех, кому еще предстоит его переживать.
Естественно, все аспиранты и докторанты перед защитой несчастны по-своему и соответственно могут быть выделены несколько видов предзащитного когнитивного кретинизма.
Наш опыт научного руководства позволяет дифференцировать по крайней мере следующие виды.

1. Проективный кретинизм

Соискатель начинает неадекватно осмыслять свое будущее.

Он начинает непрерывно задавать глупые вопросы о возможных осложнениях и негативных последствиях защиты. Основными речевыми формулами проявления проективного кретинизма являются следующие:
а бывают случаи, что проваливают диссертанта?
а если я не отвечу на вопрос?
а если я не пойму вопрос?
а что делать, если мне станет плохо на трибуне?
а если будет много вопросов?
а если не будет вопросов?
а что будет, если я все забуду?
и под.

Данный вид кретинизма обусловлен наивным предположением диссертанта, что все присутствующие на защите являются глубокими специалистами в его теме, очень в ней заинтересованы, а также будут обязательно самым тщательным образом вникать во все мельчайшие подробности его диссертации и по всем неясным вопросом будут допытываться.

А такого никогда не бывает. На защиту никто не приходит, чтобы что-нибудь узнать для себя. В крайнем случае спросят, почему вы выбрали эту тему или сколько примеров собрали в качестве материала и из каких авторов. Членам совета обычно домой хочется скорее.

2. Рецептивный кретинизм

Соискатель перестает понимать прямой смысл того, о чем его спрашивают по теме диссертации. Он утрачивает способность к логическому восприятию и способность ответить на простейший вопрос. Любой вопрос типа "На каком материале вы проводили свое исследование?" вызывает у него ступор или обморок.

Данный вид кретинизма является следствием того, что соискатель перед защитой и во время нее принимает любой заданный ему вопрос за очень глубокий и при этом, естественно, никак не может найти в этом вопросе этого глубокого смысла, что его и ввергает в ступор.

Надо быть проще. Отвечайте от чистого сердца, а не от большого ума.

3. Самооценочный кретинизм

У соискателя в этом случае возникают устойчивые и навязчивые мысли, фиксирующие его крайне низкую самооценку:
все, кто защищается, такие умные, а я полная дура,
у меня нет никаких способностей,
мне надо было помидорами торговать, а не диссертацию писать,
я ни на один вопрос не отвечу
и т.д.
С одной стороны, это нередко некоторая форма научного кокетства. Но с другой стороны, этот вид кретинизма может быть спровоцирован случайным посещением какой-либо защиты по далекой от соискателя тематике, которая прошла, по его мнению, исключительно гладко и высокоинтеллектуально. А вот его защита даже близко к этой не будет стоять, какой ужас...

Меньше надо ходить на чужие защиты.

4. Инновационный кретинизм

У соискателя появляется навязчивое убеждение, что в его работе нет совершенно ничего нового, то есть просто нечего защищать.

Типичные речевые формулы в этом случае:
- все что я написала, и так всем известно,
- никому все то, что я написала, не надо и не интересно и под.
Любопытно, что во время написания диссертации такие мысли соискателю обычно не приходят, но они часто возникают, когда диссертация написана.

Когнитивные причины предзащитного инновационного кретинизма заключаются в следующем: аспирант или докторант в ходе исследования хорошо разобрался в своей теме, ему теперь все понятно, и поэтому ему начинает казаться, что это и всем другим давно понятно без его диссертации, что он ломится в открытую дверь, повторяет общеизвестное, в его диссертации нет ничего нового, и что его за это высмеют и завалят.

Помните, что никто кроме вас так хорошо этот вопрос не знает. Все, что вы открыли, правильно, и никто, кроме вас, об этом не додумался. Никто, кроме вас, эту тему так подробно не изучал и, к тому же, никому, кроме вас, эта тема особенно и не нужна. Смелее заявляйте о себе.

5. Одежный кретинизм

Соискательница начинает думать, что главное на защите - это в чем она пойдет на защиту.

А идти ей, естественно, "просто не в чем", надо срочно что-то искать или покупать. Весьма актуальной и крайне трудно решаемой становится проблема туфель, прически, украшений, длины юбки, степени и интенсивности макияжа. И еще - какими духами от нее будет пахнуть.

Да еще мучает вопрос, как та или другая одежда будет воспринята членами диссертационного совета Активно обсуждается с подругами проблема скромности-нескромности внешнего вида диссертанта: как надо выглядеть - скромной (в идеале - синим чулком, мол я вся в науке, чтобы не раздражать возрастных женщин - членов совета) или все-таки привлекательно (чтобы обаять мужчин - членов совета). Здесь соискательница выслушает массу противоречивых советов и жутких историй "из жизни", ей надо все самой обобщить и учесть многочисленные противоречивые мнения о вкусах разных членов совета - тут сойти с ума очень легко.

Причина одежного кретинизма - подсознательное навязчивое стремление соискателя понравиться своей внешностью членам диссертационного совета и отвлечь своей внешностью их внимание от содержания диссертации. А членам совета ни внешность, ни диссертация обычно особенно не интересны. Им хочется ненадолго на банкет и скорее домой после напряженного дня.

6. Банкетный кретинизм

Соискатели вдруг начинают думать, что главные усилия надо сосредоточить на послезащитных мероприятиях:
что поставить на стол и в какой посуде,
что подавать после чего,
должны ли салфетки гармонировать со скатертью или можно вообще без скатерти,
кто из присутствующих что конкретно любит покушать и как бы ему в этом угодить,
надо ли делать бутерброды с икрой или лучше с рыбой, или и с икрой, и с рыбой,
сколько надо коньяка, а сколько водки, чтобы всем хватило,
надо ли сухое вино, а если надо, то белое или красное,
как кого надо проводить до дома и кому что надо подарить и т.д.
Соискатели мучаются ужасно от невозможности учета всего одновременно и донимают свое окружение просьбой дать совет.

Причина данного вида кретинизма - в стремлении сконцентрироваться на новой проблеме, то есть отвлечься от диссертации, вытеснить заботы по подготовке к ее защите более привычными и понятными большинству соискательниц (и особенно их родственникам и далеким от науки подругам) заботами гастрономического характера.

В результате переживания синдрома предзащитного когнитивного кретинизма соискатель обычно ближе к защите делается совершенно несчастным и теряет всякий товарный вид.

К тому же, несколько видов когнитивного кретинизма могут в одном и том же предзащитном случае клинически сочетаться, что еще больше усугубляет положение.

Предзащитный когнитивный кретинизм - настолько распространенное психофизиологическое состояние, что оно нуждается в систематическом изучении и эффективной профилактике. Опытные научные руководители владеют способами профилактики предзащитного кретинизма, начинающие руководители должны этому учиться (и сами в него не впадать). Соискатели же должны овладевать навыками преодоления вышеописанного когнитивного кретинизма.

В утешение соискателям:
1. Появление у вас предзащитного когнитивного кретинизма - вообще-то хороший признак. Значит, скоро защита, она уже стала для вас реальностью.

2. Предзащитный кретинизм - это не органическое, а чисто функциональное когнитивное расстройство, и это, в общем, всегда проходит. Иногда даже сменяется у отдельных личностей синдромом послезащитного величия. Но об этом - в другой статье.
© И.А. Стернин, научный руководитель
2007

Когнитивный анализ синдрома постзащитного кретинизма

Проблема предзащитного кретинизма была рассмотрена нами в первой статье цикла исследований о когнитивных типах поведения аспирантов и соискателей (см.: Стернин И.А. Когнитивный анализ синдрома предзащитного кретинизма // Язык и национальное сознание. Вып. 10. Воронеж, 2008. С. 193-197). Эта статья привлекла заинтересованное внимание научной общественности и была положительно оценена референтной группой - научными руководителями аспирантов и соискателей, а также вызывала интерес у самих аспирантов и соискателей.
Однако, признавая правомерность классификации многих когнитивных типов поведения аспирантов как форм кретинизма, научная общественность обратила внимание автора на отсутствие в опубликованной им статье определения ключевого понятия когнитивный кретинизм.
Исправляя ошибку, позволим себе сослаться на нашу работу "Интенсификация умственной деятельности учащихся путем одностороннего перекрывания слухового канала" ("Филологи шутят". Уфа, 2002, с.93-94; перепечатано в кн.: И.А.Стернин. "Теоретические и прикладные проблемы языкознания. Избранные работы". Воронеж: "Истоки", 2008, с. 412-413), в которой мы рассматриваем когнитивные аспекты понятий тупость и кретинизм.
Мы разводим данные понятия. Тупость определяется нами как врожденное прогрессирующее ограничение способности к восприятию, хранению и переработке информации. Когнитивный кретинизм рассматривается нами как функциональная тупость, то есть как временное ограничение способности к восприятию, хранению и переработке информации, вызванное определенными когнитивными причинами (в нашем случае - осознанием факта защиты диссертации и последующей за этим концептуализацией своей диссертации, ее защиты и последствий защиты).
В данной статье мы рассмотрим виды когнитивного кретинизма, наблюдающиеся в поведении аспирантов и соискателей непосредственно после защиты ими кандидатской диссертации.
Анализ поведения защитивших кандидатские диссертации (период наблюдения - 1975-2008 гг.) позволяет выделить следующие типы постзащитного кретинизма.

Синдром ВАКовского ужаса (или болезненного ожидания утверждения)

Такой аспирант сразу после защиты начинает говорить, что его не утвердит ВАК. Как правило, оснований для этого у аспиранта нет, но он сразу начинает спрашивать - а бывает, что не утверждают? А что делать, если не утвердят? А как долго утверждают? А что делать, если долго не приходит утверждение?

Страдающие синдромом болезненного ожидания утверждения (ВАКовского ужаса) аспиранты дотошно начинают выяснять у своих предшественников, когда те послали документы, сколько времени прошло после открытки о получении документов до утверждения. Ежедневно они со страхом заглядывают в почтовый ящик, ищут открытку из ВАКа, тщательно перетряхивают газеты, чтобы случайно открытка не затерялась в газете, и постепенно начинают ненавидеть свой почтовый ящик. Еще такие аспиранты начинаю собирать истории о том, как кого долго не утверждали, кто и как страдал от этого. Они всем жалуются, что их еще не утвердили и, наверно, уже никогда не утвердят. Домашняя жизнь с такими аспирантами становится для их близких невыносимой. Часто мужья страдающих данным синдромом женщин говорят им - "Хоть бы тебя скорее не утвердили, и этот кошмар закончился бы!".

Такому аспиранту надо авторитетно сказать, что утверждают сейчас минимум два года, чтобы он спокойно ждал своего утверждения, а не посвящал свою жизнь ожиданию. Утверждение будет для него приятным сюрпризом, допускающим легкий обморок у почтового ящика.

Синдром немедленного продолжения

Этот синдром имеет следующие симптомы: аспирант на пике своей научной мысли сразу после защиты (часто прямо после объявления результатов защиты) начинает думать, что ему надо немедленно и как можно скорее писать докторскую, и сразу приходит за темой к руководителю. Такой аспирант искренне полагает, что у него практически все для докторской уже есть, кроме темы.

Руководителю лучше дать таким торопыгам самое общее задание, поскольку они, как правило, быстро остывают и потом надолго исчезают, когда увидят, что докторская у них еще, оказывается, вовсе не готова.

Синдром научного ребенка

Такой аспирант полагает, что его научный руководитель, как отец родной или мать родная, автоматические должен остаться и после защиты его научным руководителем на всю его оставшуюся научную жизнь. Такие аспиранты после защиты приходят к руководителю и говорят: "Давайте мне следующее задание, пока я еще не отвыкла к вам ходить". Такие аспиранты полагают, что для руководителя совершенно естественно заставлять его дальше писать докторскую.

Таким лучше порекомендовать для начала писать статьи в конкретные сборники и ездить на конференции с докладами.

Синдром внезапного дистанцирования от руководителя

Это синдром противоположен предыдущему, но по частотности сопоставим с ним. Синдром проявляется в том, что сразу после защиты аспирант начинает избегать своего руководителя, который сделал свое дело и как мавр может уйти. Даже при оформлении послезащитных документов такие аспиранты уже начинают сторониться руководителя, а отправив документы, совершенно забывают к нему дорогу и даже могут не сообщить об утверждении. Они теперь искренне полагают, что защита диссертации - исключительно их собственная заслуга, а руководитель просто при этом присутствовал где-то рядом, чтобы потом в диссертации можно было поставить его фамилию.

С таким аспирантом ничего не сделаешь, разве что, случайно встретив его на улице, можно представиться ему - я такой, фамилия имя и отчество, ваш бывший руководитель.

Синдром автоматического формирования привилегий

Страдающие этим синдромом начинают полагать, что защита ими кандидатской диссертации сразу же ставит их в ряд привилегированных личностей, которым окружающие должны немедленно открыть зеленую дорогу к богатству и славе.

Такие аспиранты сразу после защиты начинают требовать себе должность и зарплату - "я кандидат наук". В нашей практике одна аспирантка сразу после объявления результатов своей защиты, в перерыве перед следующей защитой, пошла на кафедру и положила заведующему заявление - "прошу принять меня на работу на кафедру, я кандидат наук, мною защищена кандидатская диссертация".

Это тяжелый случай. Такое заявление лучше взять на рассмотрение и не отвечать на него.

Синдром снимания пенок

Страдающие этим вариантом кретинизма полагают, что их кандидатская диссертация является вершиной их научного творчества, и теперь 10-15-20 лет можно на ее основе писать статьи и выступать с докладами. Многие так и делают, особенно это характерно для зрелых женщин.

В данном случае синдром вреда не приносит, на него можно не обращать внимания.

Синдром внезапного расслабления

Эта форма кретинизма проявляется в возникновении ощущения, что главная работа жизни завершена, и теперь можно бессрочно расслабиться и насладиться, наконец, лучшими сторонами жизни - заняться собой, записаться в фитнес-клуб, купить себе что-нибудь модное, поехать на отдых за границу и забыть все, связанное с диссертацией, как кошмарный сон. Интересно, что подобный синдром нередко возникает сразу после банкета и распространяется на оформление документов, которыми защитившийся вовсе не торопиться заниматься, что может привести к тяжелым последствиям, которые, однако, расслабившийся аспирант обычно не осознает.

В этом случае нужно все-таки заставить его отправить документы, а потом пусть как хочет.

Синдром вечного праздника

Синдром проявляется в возникновении устойчивого желания отмечать защиту своей диссертации с разными людьми. Это дело надо отметить с членами совета (по протоколу), потом с научным руководителем (отдельно), потом в семье, потом в широком кругу родственников, потом с друзьями, потом на работе с коллегами, потом на работе с начальством, потом с бывшими однокурсниками, потом с бывшими одноклассниками, а также с соседями по больничной койке.

Здесь лучше не вмешиваться. Пусть человек насладится. Может, он для этого и защищался.

Таковы основные формы постзащитного кретинизма.

Подчеркнем, что период постзащитного кретинизма может растянуться на довольно долгое время - даже на годы, и постепенно плавно перейти в другие формы - например, в послезащитное величие или в общий кретинизм (что, впрочем, практически одно и то же).© И.А. Стернин, научный руководитель
2008
Previous post Next post
Up