О присвоении своей ценности, своих достоинств, и своих достижений.

Oct 09, 2013 00:28

Оригинал взят у veronikahlebova в О присвоении своей ценности, своих достоинств, и своих достижений.
Завершившийся недавно экзистенциальный интенсив в Черногории поднял в моей душе множество переживаний:
О том, как быть естественной в своей женственности;
О присвоении своих теневых качеств, которые, будучи присвоенными, освобождают чертову кучу энергии;
Про то, как позволяя себе быть настоящими в своих проявлениях, оставаться в отношениях с другими людьми;
И про способность «присваивать» себе свои достижения, способности, свои качества, чтобы наслаждаться обладанием ими в полной степени...

Я буду к возвращаться к своим дорогим переживаниям, осмысливая, умножая их новым опытом, но все сейчас все мои чувства - в теме о присвоении...

И тут же я задаюсь вопросами: насколько мы способны признавать свои достоинства и достижения?

Почему нам так трудно принять признание других людей, зато мы с готовностью соглашаемся с критикой и непринятием этих самых достоинств, зачастую мазохистски обесценивая себя до того как это сделали другие?
И вообще - что значит - «присвоить свои достижения»?

.. «Присвоить - означает почувствовать себя полноправным обладателем этого достижения, это значит - сделать его неотъемлемой частью себя, настолько устойчивой, что никакие внешние воздействия не смогут разрушить этого чувства обладания.

...Для того чтобы чувствовать себя ценным и достойным человеком,
Очень важно было иметь такой опыт - чтобы твои достоинства признавали те, кого ты любил,
И от кого зависел.

Причем не столь важна похвала (как ошибочно полагают многие современные родители);
Похвала, являясь формой оценки, хоть и положительной,
нисколько не порождает пресловутой уверенности в себе,
А скорее, порождает зависимость от хорошей оценки.
Оценки, которую нужно все время подтверждать, стараясь и зарабатывая эту самую похвалу хорошим, пристойным, ожидаемым поведением.
Повторюсь, важна не похвала, а признание права - даже молчаливое - на те, или иные действия ребенка соответствующего возраста.

К примеру, родитель разрешает ребенку злиться или выражать недовольство - в ответ на «непопулярные» родительские решения,
и это означает,
что ребенок получает право на «неприемлемые» чувства,
а также получает право быть несогласным с родительской фигурой (которых будет множество в его взрослой жизни).

Вот варианты таких непопулярных решений:
«Я не буду покупать тебе эту машинку»,
«Сегодня придется есть то, что я уже приготовила»,
«Я считаю, тебе необходимы дополнительные занятия по английскому» и т.п.
Которые могут вызвать недовольство ребенка.

И от того, насколько родитель позволил выразить это недовольство, оставляя при этом себе право на решение, зависит, будет ли присвоено (и в какой форме) детское право на несогласие.

Достаточно сказать: «На меня злиться можно»,
и выдержать какое-то количество «нехотелок».

Если же ребенку в ответ на его нежелания и недовольство вменяется вина, стыд, страх,
то право остается неприсвоенным,
и останется ожидание, что кто-то должен это право дать.

А также остается стыд, вина и страх за свое нежелание и недовольство вообще.

Если родители признают за ребенком право принимать решения (внимание - в соответствии с его возрастом!), то ребенок присваивает это право;
Если они способны искренне радоваться его достижениям:
«Здорово у тебя получилось!», «Рад за тебя!», «Я знаю, тебе это далось нелегко!» и т.п.,
То и ребенок учится ценить свои (и чужие!) достижения;

И, наконец, если родители способны радоваться уникальности, неповторимости своего ребенка, считая его интересным человеком,
с которым они с удовольствием общаются,
признавая красоту (девочки),
«крутость», способность справляться (мальчика),
То такой человек присваивает способность ценить самого себя.

Это «присвоенное» уже никогда не уходит,
оно навсегда остается как изначальное ощущение своей ценности и своих достоинств,
нечто незыблемое,
что почти невозможно уронить, растратить, уничтожить.

Даже если будут попытки унизить и обесценить эти достоинства, человек с присвоенными правами, в первую очередь, будет отталкиваться от собственного представления о себе.

...Отвечая на вопрос: «Чем бы вы хотели, чтоб гордились ваши родители?»
многие участники не могли удержать слез...

Как мало нам этого досталось - простой, искренней гордости за свои достижения, за свои достоинства, за свою особенность.
Зато много доставалось критики и обесценивания,
именно так мы и привыкли относиться к себе...
Еще и торопимся обесценить себя раньше других, чтоб «не так больно» было.

...Все равно больно.
Именно потому нас так ранит чужое непризнание:
оно как вечное напоминание о том, чего тебе было так важно, и чего ты так и не смог дождаться.

...Чтоб признали мою женственность и привлекательность;
...Что я смогла выжить и создать свою семью;
...Что я стала настоящим профессионалом;
...Что я была очень способной, могла петь и играть на сцене;
...Что у меня было право на свое пространство, свою личную территорию;
...Что я не нуждался в мелочном контроле и способен был решать свои проблемы сам;
...Что я была совсем не такой, как они хотели, и чтоб они могли это признать...

После пережитого инсайтом приходит мысль:
Признать права способен лишь тот, кто сам себе дал эти права и научился ценить...
Кто избавил себя от страха перед родительским отвержением,
Кто позволил себе быть собой.

Нет, те от кого мы ждали признаний, не были способны на это.

Мы взрослее своих родителей, и теперь мы сами признаем за собой права и достижения.
Навсегда.


душевное здоровье, цитатничег, полезное, наблюдаю

Previous post Next post
Up