Енисей 2009: Игарка

Aug 01, 2013 23:20

Перезалил фотографии, а то их не видно было. Спасибо Яндексу за любезно предоставленное дисковое пространство! :-D

Думаете, я забил на рассказ про Енсией? А вот и нет! :-)
И что с того, что было всё это четыре года назад? :-D Продолжаю!

Я в предыдущей части остановил повествование в конце третьего дня нашего путешествия, когда солнце так и не зашло, и Полярный круг остался позади.

Однако, отметив как полагается это событие, мы всё же отправились спать, ибо следующий день был особенно важным - нас ждали: Игарка и конечный для енисейских трёхдеков пункт - Дудинка.

Для меня эти названия всегда были этакой далёкой, вьюжной и бесконченой холодной романтикой из знакомой с детства песни Визбора: "...Нью-Игарка, мадам, Лос-Дудинка, Иностранный поселок Тикси..."

И вот она, Игарка. Прямо по курсу в 8 утра.



Я рассматриваю берег через объектив камеры, а 6puragur зачитывает из легендарного путеводителя Lonely Planet:
"From the end of May to early October, elegant Yenisey passanger ships with wood panelling and shiny brass fittings depart Krasnoyarsk for Dudinka via Yeniseysk and the depressing ex-Gulag town of Igarka, which is somewhat redeemed by its award-winning permafrost museum."





Теплоход заходит в Игарскую протоку. В ней, собственно, располагается порт, вокруг которого в 30-х годах XX века и вырос заполярный город.



Многоэтажные дома на вечной мерзлоте - это "новая" Игарка, отстроенная здесь уже в шестидесятые.



На рейде напротив домов Игарки стоит вот это судно - не простое!



"Дмитрий Овцын" - это гидрографическое судно, головное в серии. Семь таких теплоходов, построенных в самом начале 70-х годов, предназначались для исследований в первую очередь наших северных морей, для обслуживания Северного Морского пути.

Что же делает оно тут, на Енисее?

А вот присмотритесь, что на баке у него за штуки уложены:



Это плавучие навигационные знаки-буи. Но не речные! А морские.
Ведь порт Игарка и появился от того, что Енисей от устья до этих мест очень глубок, и по нему могут подниматься вверх крупные морские суда с большой осадкой.
Вот этот морской фарватер на реке "Дмитрий Овцын" и обслуживает, прокладывает.

Вон у него ещё какое клёвое "воронье гнездо" застеклённое на мачте!
Оттуда наблюдения вести хорошо. Я бы в таком "гнезде" посидел бы.
В тишине, с чаем и телефоном. И суровая красота вокруг...



Весь XX век Игарка была перевалочным портом для экспорта сибирского леса. Лес плотами сплавляли по Енисею до Игарки, а тут грузили на морские суда, которые затем по Северному Морскому пути уходили в Европу. Легендарную "финскую" бумагу вырабатывали из нашей сибирской древесины...

Но с конца 80-х годов импорт древесины по севморпути стал падать. Основным "лесным терминалом" теперь стал город Лесосибирск, о котором я уже писал пост когда-то давно. Оттуда теперь дерево уходит по железной дороге.

А порт Игарка опустел и затих...



Мы, тем врменем, подходим к дебаркадеру.



Встречающие.
Только вглядитесь, какие разные типажи!



Я смотрю на высокий берег, и чего-то не понимаю...
За год до нас по этому маршруту прошли трое любителей речного флота с форума infoflot.
И я отлично помню вот эту фотографию, которую сделал Андрей Урицк:



Тут на берегу было здание удивительной деревянной архитектуры и с интереснейшей историей:
(эти кадры тоже в 2008 году снял Андрей Урицк)





И... где же оно?!



Позже выяснилась печальная вещь: осенью предыдущего года это историческое здание самым бездарным образом сгорело по недосмотру!

Ну а тем временем - швартовы закреплены, трап подан... Стоянка здесь будет довольно долгой - несколько часов.
Выходим на берег.



Только пришвартовались - тут же началась движуха.
Именно для Игарки и Дудинки предназначается бОльшая часть груза, заполняющего палубы, салоны и трюмы.
Северный завоз - вот он какой.

Ящики с овощами и фруктами начинают перетаскивать на дебаркадер...



А мы с 6puragur'ом поднимаемся на берег.



Тут, в Игарке, у нас случился самый, пожалуй, серьёзный за всю поездку фэйл.
Местный музей вечной мерзлоты (по сути - шахта, уходящая в ту самую мерзлоту) - место очень достойное того, чтобы посмотреть. Даже ЛонлиПланет это утверждает.
Но вот при "транспортном" варианте путешествия на такое посещение времени обычно не хватает - и добраться до музея нелегко, и организовать экскурсию практически невозможно.

Но накануне капитан, встретив нас на палубе, намекнул, что для некоторых пассажиров он лично организовал в этот раз поездку в музей, и ради этого теплоход даже будет стоять в Игарке больше положенного. Нам было предложено присоединиться к этой внезапной экскурсии. Мы договорились, что сразу по прибытию выйдем на берег и будем там ждать.

Что же получилось в итоге?

Мы, как и было задумано, вышли на берег - и стояли там с полчаса. Никто не появился. С теплохода выгружали помидоры и мебель, вокруг шлялись игарские жители, но никого из команды не было видно.

Пока мы так стояли - немножко понаблюдали за людьми. Странно - но это на нашем пути оказался первый (и, навреное, даже единственный) пункт, где местные вызывали некоторое напряжение и неприязнь. Угрюмые нетрезвые личности бросали на нас весьма неодобрительные взгляды. Их даже нельзя назвать "гопотой" - тут, вероятно, можно было обнаружить и вполне себе серьёзных уголовников. Места тут такие, недетские...

Впрочем, рядом возились и просто "крепкие сибирские мужики", вызывающие уважение.
Кто-то встречал родственников с теплохода, кто-то принимал нехитрый груз.

Полотора УАЗа и семейство:



И вот, спустя минути 40 мы решили, что, видимо, опоздали и все уехали без нас. Но тогда хоть пробежаться по Игарке, посмотреть что здесь есть.

И только мы двинулись по дороге от пристани в сторону города - мимо нас пропылила машина, в которой мы разглядели капитана и его знакомых! Вот это эпикфэйл!..

Ну что же... пойдём тогда, посмотрим, какая она - Игарка.



Только и тут есть засада:

От причала, у которого встаёт теплоход, до "новой" Игарки с многоэтажными домами - довольно далеко.
Путешествовавшие за год до нас по этому же маршруту фанаты флота успели бегом добежать до города, и даже что-то там успеть интересное заметить.
Но мы уже потеряли очень много времени - и в итоге решили покружить по Игарке "старой" - среди деревянных домов-бараков, которым уже, вероятно, полсотни лет, и которые помнят самый расцвет этого заполярного порта.

На дороге, идущей от пристани - вот такая стела



А вокруг ещё совсем недавно было несколько деревянных бараков, которые сгорели накануне. Местами пепелище ещё даже дымилось...



Впрочем, они давно уже были не жилые. "Старая" часть Игарки в тот момент активно шла под снос, и, полагаю, многого из того что мы увидели в 2009 году - сейчас уже вообще просто нет.



Вот очень-очень жаль, что дом, который помнил самого Отто Шмидта, сгорел тоже :(

Внезапно навстречу нам катится местный городской автобус!
Бааа! Да это ж пазик, такой милый и родной! Было почему-то трогательно увидеть творение земляков-павловчан в этих суровых далёких местах :)



Наконец выходим к пока ещё жилым домам.
Тут ещё один ПАЗик попался в кадр.



"Старая" Игарка состояла преимущественно вот из таких типичных деревянных бараков.



Некоторые дома были оштукатурены и покрашены.



Местами вид улиц и совсем почти не отличается ото всей остальной российской глубинки. И не скажешь сразу, что это всё - в сибирском заполярье.



Чоткий валютный киоск! :-D



А вот небольшой магазинчик "Радуга", чудной деревянной архитектуры :)



Тут внезапно нас смывет с дороги колёсный генератор радуги. :-D
Чтобы летом улицы из шлака не пылили, их приходится поливать водой.



Опустевшая "старая" Игарка идёт под снос...
Часто, когда вижу вот так "вывернутый наружу" дом, - ловлю себя на странных мыслях.
Ведь вот очень долгое время в этом пространстве, ограниченном этими стенами - было тепло, была какая-то жизнь. Вокруг мела метель и заворачивал мороз под -40, а в доме вели свой нехитрый быт самые разные люди... Где сейчас они, жители этих стен? Десятки лет этот вот объём пространства был недоступен снегу и холоду - и вот вдруг стены исчезли. Дом наизнанку. И там, где была чья-то комната, чья-то кухня с ходиками, чья-то кровать с хромированными железными спинками - будет теперь всю долгую полярную ночь мести колкая вьюга...



Подошли поближе к одному из заброшенных, но ещё не снесённых домов.
Кадры прям для сообщества ru_abandoned:



***



***



Между домами виднеются вот такие рассыпающиеся конструкции.
Это - заполярный вариант любимых начинающими диггерами "теплаков". В городах средней полосы водопровод и теплотрассы обычно закапывают в землю, прокладывают в специальных коллекторах.
Закопать что либо в вечную мерзлоту - занятие бесполезное. Поэтому водопровод и канализацию тут протягивали вот в таких утеплённых наземных дервянных галереях.



В одном месте на галерее - будочка. В будочке - ба!, колонка водоразборная!
Вот так тут и жили - в сорок градусов мороза с ведёрком за водичкой до колоночки и обратно бегом...



Вроде бы барак-бараком, но нехитрые украшения всё равно присутствуют - ромбики на фасаде, обшивка досками в разных направлениях...



Тут ещё живут.



Глядим на часы - ба, уже пора на теплоход!
Бомжевать в этих местах как-то не хочется :D

Быстрым шагом возвращаемся к причалу.



Но тут ещё вовсю продолжаются грузовые операции.
Огурцы, картошка и прочая хурма для игарчан.



А кому-то вот мягкие сидушки приехали.



А кому-то - холодильник и шкафчики на кухню...



Чтобы быстрее все грузы на берег вытащить - даже такая технология используется:
со стороны свободного борта перегружают ящики на лодки, а дальше - к берегу и сразу на грузовик.



Ну а что делать! Сюда разьве только ещё вертолётом добраться можно...



Пока на берег перекидывают последние ящики с помидорами - успеем рассмотреть то, что осталось от огромной лесной биржи и порта:



Здание портового управления грустно осыпается...



Тут когда-то были такие же горы дерева и такая же бурная деятельность, как нынче в Лесосибирске.
Но сейчас здесь - тихо и пустынно.



Портовые краны замерли...



Какие-то странные цеха



А вдалеке видны останки чего-то поистине монструозного, напоминающего огромный театр с портиками.
Видимо, это и есть останки первого заполярного драматического театра, основанного в Игарке в 1936 году актрисой Верой Пашенной.
Про него навскидку очень мало чего находится в Сети, а история-то эта, видимо, довольно интересная...



Смешной портовый буксирчик, увешанный старыми покрышками, крутится на акватории.



Тем временем, все пассажиры уже на борту, а все грузы, предназначавшиеся для Игарки - на берегу. Вернулась и импровизированная экскурсия в музей мерзлоты, которую мы эпично продолбали.

Отдаём швартовы и покидаем этот "депрессивный город". Ведь и правда, эта стоянка оставила какие-то нерадужные чувства.

Жаль, добежать до "нового", живого города так и не удалось.
А там даже, вон, "небоскрёбы" девятиэтажные есть!



Катер с названием "Криолог" не даёт нам забыть, что все эти дома - "избушки на курьих ножках", опираются на вечную мерзлоту сваями...



Дома и лодки!



И просто лодки и сарайчики для снастей и моторов.
Жизнь на великой реке...



А вот и специальный буй, обозначающий морской фарватер на Енисее!



Видимо, эта фотография теперь уже - уникальна.
Олег, знакомый из Красноярска, тоже большой любитель ходить по Енисею на "Чкалове", сообщил мне, что в этом году путь для морских судов в Игарку уже не действовал, морская обстановка на реке не выставлялась.
Увы, Игарка больше - не морской порт.



Ну а мы покидаем эти места, и движемся дальше на север. К действующему морскому порту - Дудинке.

Уже дописав пост, обнаружил. что на самом деле те заброшенные дома, среди которых мы пробежались - это уже считается в Игарке "Новым" городом. А "Старый" - это территория за лесным портом, которая, вместе с лесной биржей, выгорела почти целиком в начале 60-х годов.

Но править в тексте этот факт я уже не буду, простите :)

Также я ни слова не упомянул про легендарную "Стройку 503", трансполярную магистраль, одним из узлов которой была Игарка. Там вообще-то есть, говорят, мемориальный музей, а поблизости от города можно и артефакты той самой стройки найти. Но мы всего этого не видели - а значит ничего я об этом не могу рассказать.

Предыдущая часть - тут, если что.

река, флот, Енисей 2009, фото

Previous post Next post
Up