Иесалниекс, напомню, - настоящий, зоологический расист, без дураков (и при этом далеко не рядовой член одной из правящих в Латвии партий). Как можно расценить его
заявление? Сами латыши и тот же Иесалниекс проявляют жестокость и поразительное равнодушие к чужим судьбам именно сейчас, а не десятки лет назад, а русские должны, по его мысли, каяться и «проявлять уважение». Хотя суть он, конечно, уловил верно.
На мой взгляд, массовость празднования 9 мая в Риге обусловлена именно тем, что русские хотят показать латышам, что они здесь есть, и что они будут делать то, что они хотят, утвердить свою субъектность, пусть хотя бы только один день в году - нравится это латышам или нет. То, что Иесалниексу и другим латышам это не нравится, только помогает делу - об этом как-то писал один из умнейших местных публицистов Александр Гильман. Латышей у памятника Освободителям почти нет, так что праздник фактически национализирован и стал чисто русским. Не все в этом признаются даже самим себе, но как таковой День Победы не всегда играет главную роль в посещении памятника 9 мая - по крайней мере, для автора это именно так. Что же, собственно, не нравится Иесалниексу? Да вот именно эта демонстрация присутствия, силы, и не нравится. Казалось бы, загнали уже под шконку, тех, кто остался - ан нет, вот ведь черти, и откуда их столько берется!? И, разумеется, еще и то, что никого идти туда никакая «рука Москвы» не заставляет. К примеру, общественный транспорт в Риге сегодня ходил по расписанию выходного дня, т.е. чуть лучше, чем никак - никаких дополнительных рейсов, за что отдельное спасибо нашему «русскому мэру» Нилу Ушакову - каждый, кто туда пошел, пошел туда сам, явно не следуя чьим бы то ни было призывам.
9 мая в Риге стал чем-то вроде
шествий оранжистов в Северной Ирландии (которые, напомню, проходят в том числе и по католическим кварталам) - несомненно, гораздо более умеренной (но и столь же более массовой) версией, но все же.
Старые символы обретают новую жизнь, это происходит на наших глазах.