Искусство пришло в массы

Jun 27, 2018 22:12

“Эти социальные сети характеризуются массовым производством и публикацией слабых знаков низкой видимости - вместо массового созерцания сильных знаков высокой видимости, что было характерно для XX века. То, что мы испытываем сегодня, является распадом массовой культуры, какой ее описывают большинство влиятельных теоретиков: как период китча (Гринберг), как культурную индустрию (Адорно) или как общество спектакля (Дебор). Эта массовая культура была создана господствующими политическими и коммерческими элитами для толп потребителей и зрителей. Теперь же единое пространство массовой культуры находится в процессе брожения. Ее звезды по-прежнему над нами, но они светят не так ярко, как прежде. Сегодня все заняты написанием текстов и публикацией личных фотографий - но у кого есть достаточно времени, чтобы наблюдать за всем этим с достаточным вниманием? Разумеется, за исключением узкого круга друзей, соавторов, коллег и родственников, его нет ни у кого. Традиционное взаимоотношение между создателями и зрителями оказалось перевернутым с ног на голову. В то время как раньше отдельные избранные творцы создавали изображения и тексты для миллионов читателей и зрителей, теперь миллионы креативщиков трудятся ради зрителя, у которого с трудом находится немного времени для самого поверхностного просмотра всего ему предложенного.”

Не поспоришь с Борисом Ефимовичем, которого я процитировал - искусство пришло в массы самым непосредственным образом - люди стали его производить сами.

Одной из областей, где народный гений развернулся на полную, является туризм и т.н. «выживание» (массовое обращение к этой тематике еще ждет своего исследователя). Что там снимают народные массы, это поистине ни в сказке сказать, ни пером описать! Вот, упитанный «эксперт» в ролике на тему «походной кухни», снятом, якобы, в «тайге», не поленился даже принести с собой (или даже скорее привезти) терку для овощей. Ну ладно, тут человек хотя бы рекламирует свой маленький туристический бизнес, но ведь есть и «идейные» авторы, эти интереснее всего! Вот, например, программный ролик легкохода-фундаменталиста - если лень смотреть, можно сразу читать комментарии, они прекрасны. Человек ходит в походы в рубище, с самодельной палаткой, ковриком толщиной 5 мм и без аптечки. А сколько «выживальщиков», обозревающих в своих творениях бесконечные ряды китайских топоров! Интересно было бы узнать, какую роль сыграло производство этого барахла в подъеме китайской промышленности?

Ясное дело, при таком количестве творцов найти своего зрителя художнику нелегко - скажем прямо, шансов почти нет.

туризм, творчество, борис гройс, выживание, политика поэтики, искусство

Previous post Next post
Up