Учимся чувствовать и понимать родной армянский ..

Apr 19, 2013 12:04

Originally posted by hrusan at Учимся чувствовать и понимать родной армянский ..
Натолкнулась в ФБ на очередные лингвистические "перлы", где простейшие армянские корни почему-то выводятся из персидского... уже хотела написать "никак не научимся отойти от Ачаряна, осмыслить сказанное им, а иногда исправить..", как решила проверить..
Ан нет )) мы даже Ачаряна умудряемся не до конца прочесть..

Итак, по порядку.

В ФэБэшном посте Некто пишет:

"Наименования Армянских городов:
а) “Шат”. Это окончание в древнеперсидском (точнее в древнепарфянском) означало “отдых”, “радость”, “восторг”. Например: Аштишат, Арташат, Заришат, Васакашат, Варданашат; ..."

Стоп. (... недоумение ...) Почему не "много"?

Пишу в ответ: "Всегда была уверенна, что Арт-а-шат (Արտ-ա-շատ) - местность, где много полей, что тАк понятно.. - Арташат ведь расположен в Араратской долине!
И конечно, когда у человека чего-то (хорошего) много, в изобилии, то он "счастлив" ))
Как вы думаете, человек (тем более древний) сначала испытывал эмоциональную радость, а уж потом оценивал количество того, что его обрадовало, или.. все таки.. наоборот... )) - Полагаю, ответ очевиден."
Выходит армянское значение корня первично!
Так что же мы всё.. по соседским огородам.................?!!

Решила свериться с Ачаряном, стр. 1891 его "Корневого словаря"

http://www.nayiri.com/imagedDictionaryBrowser.jsp?dictionaryId=7&pageNumber=226&vk_layout=AM+Armenian+Phonetic&query=%D5%B7%D5%A1%D5%BF

Как видите, Ачарян не только показывает и иные, кроме персидского, параллели:
- латинское sat, satis в значении "достаточно" (բավական),
(Откуда, кстати, и сатисфакция - удовлетворение. Теперь будем знать, что от нашего "шат")))
- греческое satto в значении "заполнять" (լըցուցանել),
- и даже арабское shadd - "суровость, чрезмерность" (սաստկություն),
но и отмечает, что "предположительно слово имело изначально значение "обильный" (առատ), откуда и возникло персидское shadab - многоводный (հորդաջուր, շատաջուր)".

Дивввввлюсь я ! ))) Значит и Ачарян полагал, что  скорее всего именно армянское значение корня "шат" - "много, обильно" первично ?!!!

А мы так привыкли считать все перенятым от персов, что увидев в тексте сокращенное перс.
дальше уже и не читаем? Тем более что Ачарян пишет....

Как говаривает одна моя знакомая - "О. Боги !" Дальше не комментирую.. )))

Но продолжим. Перейдем к пункту б) ФэБэшного горе-лингвиста:

б) “Керт". Это окончание в древнеперсидском (точнее в древнепарфянском) означало “строить”, “создавать”. Например: Аркатиакерт, Базкерт, Тигранакерт, Дзоракерт, Мжнакерт, Гагикакерт.

Отвечаю: "По мне, так Kertel (Կերտել) восходит к Qertel (Քերթել), Qertel (Քերթել) к Qerel (Քերել), откуда имеем GRel (ԳՐել). Из этого совершенно ясно, что Kertel (Կերտել - созидать, создавать) и Grel (Գրել - писать) имеют один корень в армянском, и оба слова изначально связаны с камнем, с работой по камню, из камня, с камнем."

Судите сами - Կերտել-Քերթել-Քրթել-даже Կրթել-Կռտել-Կտրել-Քերել-Գրել (Kertel-Qert'el-Qrt'el-даже Krt'el-Kr'tel-Ktrel-Qerel-Grel) - режем камни и создаем строения, царапаем по камню и пишем, обучаем (Կրթել) знаниям. Да просто - режем (неважно что ;)). Надо быть слепым (или, простите, глупым), чтобы не видеть внутренней связи всех этих слов: и фонетической, и смысловой.

И имея такой богатый смысловой ряд, основанный на одном корне с небольшими вариациями Կր/Քր-Կրտ/Քրտ (Kr/Qr-Krt/Qrt), мы должны бежать к персам за объяснениями???
Ну побойтесь же Бога ! (Аййй, сама не боюсь..)) )
Ну включите же логику, господа !!! (Вот это уже лучше.)) )

Ах, дааа ! Я поняла ! Просто национальный характер такой. Как в известном анекдоте про ванеци, который посылает сына к соседу за молотком, и только после третьего отказа говорит ему: "Ну ладно, сынок, иди наш достань." :DDD

Что же Ачарян? Неужели это у него прочли о персидском происхождении слова Կերտել?
Смотрим - стр. 579-580 его Корневого словаря

http://www.nayiri.com/imagedDictionaryBrowser.jsp?dictionaryId=7&pageNumber=1284

Да, начинает он ряд с персидского, но продолжает его однокоренными словами со схожими значениями из зендского, курдского, греческого, санскрита и т.д. Далее приводит полемику между лингвистами, одни из которых придерживаются персидской версии возникновения корня "керт", а другие армянской. Но завершает все эти примеры именно армянской версией. И кажется согласен именно с ней..
Нет, непохоже, чтобы Ачарян поддержал персидскую версию происхождения "керт"..
Так откуда же это - " ... “Керт". Это окончание в древнеперсидском (точнее в древнепарфянском) означало “строить”, ..." ?! Как я уже говорила, после первого сокращения перс. заклинило мозги и дальнейшая информация туда просто не смогла просочиться?   ???

Едем дальше.

в) “Ван” (“Аван”). Это окончание в древнеармянском означало “дом”, “приют”. Например: Нахичеван, Ван, Аршакаван, Шаапиван;
г) “Ринч”, “Аринч”. Города, имевшие эти окончания располагались в истор. провинциях Высокая Армения и Цопк региона Великая Армения: Багарич, Гукарич, Лусатарич, Хакарич, Дзитарич, Тирарич;
д) “Ка” . Это окончание в древнеармянском означало “владение”. Например: Ерзнка,... Вахка (“владение Ваагна”)

Неужели все?... Никаких персов, или иных господ?
Хм, нет, все армянское.

Ох, спасибо тебе, друг мой ФэБэшный !
А то статейка моя получилась бы чересчур длинной, никто бы и четверти не прочел, побежал бы дальше.. А так - есть надежда. )))

За сим завершаю и хочу особо поблагодарить Армана Ревазяна - исследователя, шумеролога и просто умного, порядочного и трудолюбивого человека, который не поленился встроить в свой сайт www.makarats.ru (очень рекомендую) Արմատական բառարան (Корневой словарь) Ачаряна, чем очень облегчил мне задачу.

Армянский Язык

Previous post Next post
Up