Это болезненная тема для всех нас, а интересно, есть скрытые греки или ассирийцы там?
Когда в 2004г. вышла в свет книга Фетхие Четин «Моя бабушка», некоторые из нас очень хорошо поняли, а некоторые не захотели понять то, что она выявила турецкую действительность о существовании турок-мусульман с христианскими армянскими корнями. Четин написала книгу, опираясь на свою личную историю: у ее бабушки Сехер были армянские корни, и на самом деле ее звали Герануш. Однако писательница узнала этот факт только тогда, когда бабушке было уже 70 лет.
Во время резни 1915г. были убиты все мужчины из семьи Герануш, тогда еще 10-летней девочки. В тот период ее отец находился в Соединенных Штатах на заработках. Герануш вместе с семьей выселили, и, вероятно, она умерла бы по дороге, если бы ее под свою опеку не взял командир полиции Хусеин. С тех пор
Герануш становится «духовной дочерью» супругов Хусеина и Эсмы. Ей дают имя Сехер, воспитывают и растят как мусульманку. Она выходит замуж, обзаводится детьми и внуками.
***
Те, кто спасся от погрома 1915г. и остался в Анатолии, сформировали интересную и в то же время грустную реальность. Большую часть из них составляли женщины, потому что во время погрома первой мишенью были мужчины. Некоторые мусульманские семьи (турки, курды и др.) брали под свою опеку молодых, особенно, красивых армянок. Они работали в качестве горничных. Некоторые из девочек становились женами хозяев, а некоторые выходили замуж за сыновей из этой семьи (не было нужды платить выкуп).
Некоторые мальчики, также спасшиеся от выселения, работали в качестве лавочников, мастеров и т.д. Эти исламизированные мальчики со временем как «турки» интегрировались в общество. Убитый в январе 2007г. в результате действий членов «Эргенекона» Грант Динк предполагал, что число «внуков», имеющих подобное прошлое, достигает 500 тысяч.
***
А какая жизнь у внуков? Как они живут, как мыслят?
Фетхие Четин и Сабандж, преподаватель университета, социолог Айше Гюль Алтынай - истории этих людей, рассказанные ими самими, представлены в книге под названием «Внуки». Есть еще одно обстоятельство: если даже люди с армянскими корнями забудут об этом или не будут придавать важности, то государство все равно помнит об этом.
Помните бывшего председателя Турецкого исторического общества Юсуфа Халачоглу, который подвергся противодействию из-за того, что говорил об армянах, превратившихся в курдов, алеви?
Халачоглу заявлял, что у него под рукой имеются документы о тысячах армянах, сменивших веру, но он так и не опубликовал их. Жизнь некоторых «внуков» показывает, что государство, владея подобными сведениями, время от времени использует их. К примеру, «Мехмед» узнал о своих армянских корнях во время событий 12 сентября 1980г., когда был на военной службе: его допрос о том, «делали ему обрезание или нет», сопровождался избиением и оскорблениями. Для государства он опасен (Как говорил Тюркан Сайлан, в любой период находятся люди, которые говорят о «равенстве граждан республики». Лживые слова.).
Люди, сталкиваясь с противоречивыми реалиями, находят интересные решения: например, люди с двойными именами… На улице - турки-мусульмане, а дома - армянские христианские семьи… Люди, представляющиеся атеистами, а по воскресеньям посещающие церковь… Люди, вешающие изображение Христа на стенах жилья…
Если спросите, что для «внуков» является общим, то отвечу: они все еще живут в страхе и тревоге. И очень немногие могут открыто принять действительность и противостоять тем последствиям, к которым она приводит.
Эмре Акоз, (Sabah, Турция) 16 декабря 2009г.