Денис ДРАГУНСКИЙ: «Я НЕ ВЫБРАСЫВАЛ КАШУ ИЗ ОКНА…»/ к дню рождения Дениса Драгунского
Денис Драгунский
Дени́с Ви́кторович Драгу́нский (род. 15 декабря 1950) - российский филолог, политолог, писатель, журналист и драматург. Денис Драгунский родился 15 декабря 1950 года. Сын известного детского писателя Виктора Юзефовича Драгунского. Накануне дня рождения Дениса Драгунского вспомнилось интервью с ним, которое наш сайт уже печатал. Однако - есть повод вспомнить. Интересные мысли, добрый разговор от времени не устаревает.
Для меня, мальчишки конца 60-х годов «Денискины рассказы» Виктора Драгунского - это биография рябят из нашего двора. Мы не просто выросли на этих рассказах, но и некоторые сюжеты почти дословно повторялись, по крайней мере, нам так казалось тогда или же нам хотелось в это верить.
Появилась возможность задать несколько вопросов тому самому «Дениске» - сыну классика детской советской литературы Виктора Драгунского. Встретиться с Дениской, спустя сорок лет, думаю,
будет интересно многим нашим читателям - и потому что все мы «родом из детства» и потому, что детства многих читателей нашей газеты, или их детей прошло под знаком этих историй - про Дениску и его друга Мишку, и совсем не важно, что жили они в Москве…
- Как Вы думаете, в чем актуальны и близки эти рассказы для сегодняшних «мишек и денисок»? Или сюжеты, в которых нет интернета, Барби и роботов уже не трогают юные души?
- «Денискины рассказы» продолжают читать и сегодня - я это вижу по постоянным переизданиям. Читателям - особенно детям - интереснее всего переживания героев, их радости и обиды, - написал Денис Викторович, - Привлекает юмор, веселые приключения, неожиданные повороты сюжета, сжатые и остроумные диалоги. Хорошая книга и без интернета хороша, а плохую, скучную - никакие технические новинки не спасут.
- Насколько для Вас папины рассказы - рассказы о собственном детстве? Когда они стали ближе Вам - тогда, когда были мальчишкой или спустя многие годы?
- В «Денискиных рассказах» нет ни одного сюжета, который бы происходил со мной, на самом деле. Все это сочинил мой отец. Это и понятно: иначе каждый сможет стать детским - да и не только детским - писателем: бери бумагу и записывай, что тебе рассказывают твои дети, или соседи, сослуживцы, родственники. Но так не бывает. Писатель должен все придумать сам. Но - на твердой основе жизни. Вот эта основа в «Денискиных рассказах» - это сама атмосфера школы, двора, коммунальной квартиры. Все детали, весь дух того времени - все передано удивительно точно, говорю вам честное слово. И ребята - Дениска., Мишка и Аленка - реальные люди, и учительница Раиса Ивановна тоже (ее на самом деле так звали). Только сами приключения - выдуманы. Так что я не выбрасывал кашу из окна! Меня все время именно об этом спрашивают. Нет, не выбрасывал. Да и не мог. Мы жили в подвальной комнате, окно было так высоко, что я только на цыпочках мог дотянуться до подоконника. Как уж тут кашу выбросишь!
Я рос как бы внутри «Денискиных рассказов», так что в детстве я не мог взглянуть на них со стороны, оценить их. Но когда я повзрослел, я понял, как точно они передают внутренний мир мальчишки 8 - 10 лет, и как здорово - хотя маленькими незаметными штрихами - там описана наша жизнь начала 1960-х годов.
- Какой из «Денискиных рассказов» для Вас самый памятный, самый дорогой?
- Мне больше всего нравится рассказ «Девочка на шаре», потому что в нем говорится о самой первой любви, когда мальчишка еще не понимает, что это - любовь. Но чувствует необычность и важность своих переживаний. И его папа понимает это тоже, и они с папой понимают друг друга без слов.
Недавно на страницах «Челябки» был напечатан материал «КАКОМУ МУЛЬТИКУ «ОТДАВАТЬ» СВОЕГО МАЛЫША?» Мне показалось уместным попросить Дениса Викторовича дать свой комментарий - в продолжение разговора о мультвоспитании. Вот что он написал, прочитав публикацию в «Челябке».
- Что касается «мультвоспитания», то я тут старомоден и непреклонен. Воспитание должно быть безо всяких «мульт»! Мама и папа должны побольше общаться со своим ребенком, разговаривать с ним, отвечать на его вопросы, интересоваться его жизнью. Должны вместе с ребенком делать какую-нибудь домашнюю работу. Еще ребенок должен общаться со своими ровесниками - не только в школе, но и во дворе, и дома тоже. Если ребенок смотрит мультфильмы 30 минут в неделю - а мне кажется, это выше крыши, более чем достаточно - то практически все равно, что он смотрит. Хоть про зайчиков, хоть про инопланетян, хоть про Мальчиша-Кибальчиша. А если он проводит полдня, прилипнув к экрану - то это просто ужасно! И опять же неважно, что он смотрит.
Если после обеда мама и папа убирают со стола и моют посуду, а шести-восьмилетний ребенок в это время смотрит мультики - то вырастет моральный урод, безнравственный и жестокий человек. Даже если мультики только про Цветик-Семицветик и доброго котенка.
Поэтому надо учить родителей не мультики выбирать, а побольше времени проводить с детьми. Нагружать детей делом - начиная с пяти лет самое позднее.
А еще Денис Драгунский прислал фотографию из своего детства - таким он был, когда писались «Денискины рассказы» и когда все вокруг думали, что это - про него. А оказалось - про нас, его сверстников.
Сергей Белковский
К детскому снимку Денис Драгунский сделал такой комментарий : Я вырос, стал журналистом и писателем, хотя писать начал поздно - в 57 лет. Но у меня уже вышло 8 книг рассказов Мишка - по образованию математик, окончил Мехмат МГУ. Сейчас у него свой небольшой бизнес. Мы продолжаем общаться.
P.S. Публикуем материал про мультвоспитание, который упоминался в публикации с Денисом Драгунским.
КАКОМУ МУЛЬТИКУ «ОТДАВАТЬ» СВОЕГО МАЛЫША?
Помним, как в каждом кинотеатре советской поры красовался ленинский девиз - что самым важным из искусств является кино. В это просто верили, не задумываясь - что и почему после революции было именно так - безграмотное население и так далее.
А сейчас - кино главное? Вопрос. Скорее - интернет.
А для самых маленьких, кто еще не ходит в школу и не умеет читать - для них, пожалуй, мультфильмы действительно важный друг и воспитатель.
Знаю это по собственной дочери, которой четыре годика и «еще два месяца», как сама она любит добавлять.
Канал «Карусель» и «Детский мир» - ее любимые, перед ними она может просидеть часами. Многих героев и их «крылатые слова» знает и цитирует нам. Мультобщение и мультобучение стало ежедневным и обязательным составляющим жизни Вероники. Это удобно для родителей: ребенок «пристроен» и час-другой может не беспокоить и дать заняться своими делами.
Это так. Но всегда ли ребенок попадает в «хорошие мультруки»? Тому ли там учат, к тому ведут? Это - вопрос, впрочем, ответ часто очевиден - не туда и не к тому ведут маленького человека, когда только - только формируются и взгляды и характер.
Поэтому: осторожно, мультики!
Обратить на это внимание родителей и педагогов решила Молодежная палата при Челябинской городской думе, выпустив недавно книжку-методичку «Внимание! Мультфильм!». Председатель Молодежной палаты Денис Девяткин предупреждает:» Уважаемые родители! Прежде чем вы оставите детей один на один с электронным «воспитателем» , прочитайте внимательно нашу методичку, и пусть ваши дети увидят только умные , добрые, хорошие, познавательные мультипликационные фильмы!».
Это повод для взрослых задуматься, каким модератором жизни ребенка становится телевизор и компьютер.
Несколько лет назад на эту проблему обратил внимание челябинский предприниматель Сергей Давыдов, поделившись своими мыслями в публикации «Гламур как идеология». Подмечено точно: процесс огламуривания масс начинается с ранних лет жизни. В том числе и через «самое важное из искусств» для детей - мультфильмы.
Моя дочка знает по именам всех героинь цикла мультфильмов про Барби. Понятно, что там, где Барби, там красивые платья, замки, помада и прочие «гламурные красоты». Та же картина и в серии мультфильмов про Пони, которые тоже очень похожи на Барби.
Очень важно, чтобы рос не просто еще один член общества потребления, а человек, который крохой хотел бы знать «что такое хорошо и что такое плохо».
В пору говорить об эстетической безопасности подрастающего поколения. И здесь важно «обезвереживать диверсантов» среди мультиков.
Книжка, выпущенная в Челябинске, может помочь и подсказать родителям, как и о чем говорить с детьми, сидящими перед телевизором. Этому в школе не учили. Нужно заниматься самообразованием, чтобы оказаться подкованными в вопросах эстетической безопасности. Любая книжка сейчас - редкость, современные тираже не велики. Но познакомиться с книжкой «Внимание! Мультфильм!» и скачать ее для практического применения можно на сайтах -
www.devjatkin.ru и www.molpalat74.ru
Чтобы просмотр
мультика стал не только приятным, но и полезным.
Сергей Белковский