Как стать героем за два дня. Подвигу Матросова 72 года

Feb 27, 2015 16:59



27 февраля 1943 годаполитработник Петр Волков подбадривал бойцов 91-ой отдельной стрелковой дивизии. Им предстояло идти в наступление, - форсировать реку Чернушку. На равнинной местности это делать всегда трудно, а тут одни новобранцы, необстрелянные… Атака быстро захлебнулась - пехоту положили на землю три огневые точки немцев. Через некоторое время удалось справиться с левой, потом - с правой, но к главной - центральной, было никак не подобраться.

И вдруг вражеский дзот (деревянно-земельная огневая точка) «замолчала». Все ринулись вперед, еще через несколько минут задача была выполнена - водный рубеж был взят.

Теплые штаны, валенки, свитер

Волков подошел к амбразуре. Возле нее лежало тело солдата, хотя телом это можно было назвать только условно - разорванные в клочки теплые штаны, валенки и свитер. Стало понятно - это он бросился на дзот, чтобы его товарищи смогли подняться в атаку. В нагрудном кармане целым и невредимым остался только комсомольский билет на имя Александра Матвеевича Матросова: фотографии нет, членские взносы не уплачены.

Политрук Волков достал школьную тетрадь и стал писать в ней: «Начальнику политотдела 91-й бригады добровольцев-сибиряков... Нахожусь во втором батальоне. Наступаем... В бою за д. Чернушки комсомолец Матросов, 1924 года рождения, совершил героический поступок - закрыл амбразуру дзота своим телом, чем и обеспечил продвижение наших стрелков вперед. Чернушки взяты. Наступление продолжается. Подробности доложу по возвращении. Агитатор политотдела ст. л-нт Волков".

Доложить подробности по возвращении старший лейтенант Волков не смог, - через несколько минут после того, как он сделал эту запись, он погиб в бою.

Но в архивах Министерства обороны сохранилась вот эта фотография Петра Ильича Волкова,



и комсомольский билет Александра Матросова с припиской на правой странице, где обычно ставят штампики об уплате членских взносов: «Лег на боевую точку противника и заглушил ее, «Проявил геройство».



На этом история жизни политработника Волкова и рядового Матросова могли бы закончиться навсегда, если бы не Иосиф Виссарионович Сталин.

Приказ Народного Комиссара Обороны № 269

8 сентября 1943 года маршал Советского Союза И. Сталин подписал вот этот приказ.



Согласно этому документу, Александр Матросов за его «великий подвиг» должен быть навечно зачислен в списки первой роты 254 Гвардейского полка, в котором он служил. Тремя месяцами ранее, - 19 июня 1943 года гвардии рядовому Матросову было присвоено звание Героя Советского Союза. Основанием этому послужила не записка политработника Волкова, а вот этот документ - наградной лист на Александра Матросова, который был подписан его непосредственными начальниками еще в марте 1943 года.



Появление этих документов и последовавшее за ними увековечивание памяти Александра Матросова говорит только об одном - в 1943 году Красной Армии «до зарезу» нужны были официально признанные и прославленные в печати герои-легенды. Объяснить иначе присвоение звания Героя Советского Союза и честь быть навечно зачисленным в состав подразделения, в котором он служил, ранее дважды судимому рядовому А. М. Матросову - просто невозможно.

«К зиме 1943 года количество советских солдат, совершивших подобные подвиги, стало настолько велико, что кто-то подсказал Сталину, что геройство красноармейцев надо как-то отметить по-особенному. Ведь Матросов был ни первым, ни последним из тех десятков наших солдат, кто прикрывал грудью вражеские амбразуры. Первый такой случай был зарегистрирован еще в 1941 году. Но Матросов стал первым, кому была присвоена честь быть навечно зачисленным в ряды своей части! Этого до Матросова не было еще. Такой почести удостоились только герои-панфиловцы», - говорит ведущий научный сотрудник Центрального музея Вооруженных Сил Владимир Афанасьев.

Владимир Афанасьев знает ответ и на вопрос: «А как же НКВД, НКГБ и прочие организации «прошляпили» тот факт, что 19-летний Матросов был до совершения своего подвига дважды осужден?», о чем свидетельствует хотя бы вот этот документ, который составили Народный Комиссар Внутренних дел Башкирской АССР, полковник Государственной Безопасности Бабенко и Министр охраны общественного порядка той же республики В. Рыленко.



«Как тут пояснить, почему? Да, - чисто пропагандистский ход. Видимо хотели этот подвиг приурочить к 23 февраля, Дню Красной Армии, а когда был совершен Александром Матросовым подвиг - 23 или 27-го, - для них было неважно, а то, что он был судим, или не судим, - или не доложили Сталину, или доложили, но подробно объяснили за что и почему», - говорит музейный работник.

В приказе подписанным Сталиным, действительно, именно 23 февраля 1943 года значится, как день совершения Александром Матросовым своего подвига, хоть это произошло и на 4 дня позже.

«Склонен к побегу»

В Музее истории Уфимского юридического института МВД, (раньше это был музей Александра Матросова), сохранился оригинал справки, которую на будущего Героя Советского Союза составили тогдашний начальник колонии старший лейтенант госбезопасности Константинов и его заместитель по политической части Пушкин.



В ней говорится о том, что в апреле 1941 года Матросов был в группе, которая готовила побег из Детской трудовой колонии №2. Вот цитата из этого документа: «В конце апреля 1941 года в колонии была вскрыта группа несовершеннолетних заключенных, готовившихся к групповому побегу путем убийства часового из самодельного пистолета. В данной группе был и Матросов. Побег этот не состоялся по причине весеннего половодья и затопления водой лесов».

Мальчишка, в шесть лет потерявший родителей, пытался искать лучшей доли, но никак не получалось. В итоге - статья 192-а, часть 2 УК РСФСР 1926 года: два года за неоднократное нарушение паспортного режима. Сейчас многие знать не знают такого словосочетания, а тогда за такую мелочь давали срок. Из этого факта некоторые "исследователи" Матросова раздули «сенсацию» о его уголовном прошлом. А на самом деле разгадка проста. Обычная для тех лет история мальчишки-беспризорника.

В 16 лет уроженец Екатеринослава (ныне Днепропетровск) Александр Матросов был этапирован в уфимскую детскую трудовую колонию №2, как раз под новый, 1941-й год. Вот эта фотография была сделана именно в этот период, и может, среди ребят, играющих в карты, есть и Саша Матросов.



Абсолютно точно он - Герой Советского Союза Александр Матросов вот на этом снимке, сделанном в Ивановском детском доме, - он в самом центре местного пионерского отряда.



А в детскую трудовую колонию НКВД №2 Матросова доставили из Куйбышева, где он сбежал из ФЗУ (школа фабрично-заводского ученичества, предшественница послевоенных ПТУ), беспризорничал и был задержан милицией. До этого он удирал из детдома в Мелекессе (сейчас Димитровград Ульяновской области). В колонии мальчишка прижился. Хотя определенные трения с начальством были у него и здесь.

ВОЙНА

В справке НКВД говорится о том, что начало Великой отечественной войны резко изменило отношение Матросова к жизни и людям: «война и патриотические беседы, проведенные воспит-частью сильно подействовали на Александра Матросова, который изменился в быту и на производстве».

Детская трудовая колония НКВД №2 производила матрасы и полуфабрикаты для мебельного производства, но с началом войны ее ассортимент изменился: стали делать снегоступы, маскировочные сети, а потом и «спецукупорку» - ящики для снарядов, мин и бомб, детей колонийцев даже снял местный фотограф. Важную для фронта продукцию доверяли далеко не каждому предприятию.



Саша Матросов заказал местному художнику в это время два патриотических плаката, повесил у себя в комнате. На этой фотографии - койка, на которой спал и играл на гитаре будущий Герой Советского Союза.



Тетя Таня

Самым близким человеком в детской колонии для Матросова была воспитательница Карнаухова Татьяна Павловна. Об этом свидетельствуют письма, которые Александр Матросов писал ей сначала из пехотного училища, в которое он был отправлен по достижении 18-летнего возраста, а потом и с фронта.

Оригиналы этих писем не сохранились, существует только печатная версия, сделанная в советское время в музее Александра Матросова. Это - последнее письмо к ней, датированное 3 декабря 1942 года.



«С горячим приветом к Вам, Александр, которого Вы, по всей вероятности, забыли и не хотите вспоминать, так вот в упрек вашей плохой памяти, получите вам от меня нисколько ненужное письмо... Крепко жму руку», - писал в конце письма 19-летний Матросов.

Больше писем от него тетя Таня не получала. В тот же месяц Александра и его товарищей отправили на сборный пункт в Астрахань, а оттуда - на фронт.

Бывший однополчанин Матросова, Александр Воробьев вспоминал о нем так: «Как на учениях, так и вне их, он умел быстро находить друзей. Был душой взвода, любил петь, играл на гитаре. Я так считаю: по своей натуре, по характеру Саша мог бы стать очень хорошим командиром. Но судьба сложилась иначе...»

Что творилось в душе, по сути, мальчика, который долго не получал писем от самого близкого и любимого в его жизни человека, - воспитательницы тети Тани 27 февраля 1943 года, когда он лег на вражескую амбразуру грудью, теперь уже наверняка никто не скажет.

Александр Матросов прибыл на фронт 25 февраля 1943 года. И это значит, что он смог сделать больше многих сотен тысяч других солдат и офицеров Красной Армии, всего за 2 дня службы Отечеству.

О.Г.

ветеран, победа, помню...

Previous post Next post
Up