Mar 04, 2009 15:39
Самые ранние определения анархии можно найти в «Чжуан-цзы» и других даосских текстах:
Уберите мудрецов, оставьте разбойников в покое, и в мире воцарится порядок.
...Укравшего поясную пряжку тащат на плаху, укравший же царство восседает на троне, а у ворот его дворца толпятся
любители человечности и долга. Не есть ли это кража человечности и долга,
мудрости и знания? Вот так большой разбойник захватывает престол, крадет
человечность и долг, меры и весы, печати и клейма и пользуется ими с такой
выгодой для себя, что его уже ни колесницей и шапкой знатного вельможи не
приманить, ни топором палача не отпугнуть. Для разбойника Чжи тут выгода
двойная, и никакими наказаниями людей от нее не отвратить. Вот каково
прегрешение "прославленных мудрецов". Говорят: ". Рыбе нельзя покидать глубины,
острое оружие государства нельзя показывать народу". Те "прославленные
мудрецы" как раз и есть острое оружие Поднебесной, и показывать их миру ни в
коем случае нельзя. Посему откажитесь от мудрецов, отбросьте знания -- и
большие разбойники исчезнут. Выбросьте вон яшму, растолките жемчуг -- и в
стране не будет мелких воров. Сожгите верительные бирки и печати -- и народ
будет прост и бесхитростен. Разбейте меры и сломайте весы -- и люди
перестанут соперничать друг с другом. Отмените законы, введенные мудрецами,
-- и тогда с людьми можно будет говорить о праведной жизни. Расстройте
музыкальные созвучия, разбейте свирели и гусли, заткните уши музыканту Куану
-- и люди наконец смогут положиться на свой слух. Уничтожьте узоры, смешайте
пять цветов, заклейте глаза Ли Чжу -- и люди наконец смогут положиться на
свое знание. Разбейте плотницкие крюки и отвесы, избавьтесь от угольников и
циркулей, переломайте пальцы Мастеру Чую -- и люди наконец смогут положиться
на собственное искусство. Ибо сказано: "Великое мастерство похоже на
неумение" . Перестаньте завидовать поведению Цзэн и Ши, заткните рот
сторонникам Ян Чжу и Мо Ди, отбросьте человечность и долг -- и жизненные
силы в Поднебесной наконец будут едины в своей сокровенной глубине. Если
люди будут полагаться только на свое зрение, в мире не останется ослепленных
вещами. Если люди будут полагаться только на свой слух, в мире не останется
увлеченных делами. Если люди будут полагаться только на свои жизненные
свойства, в мире не останется пристрастных.