Как снимали “Кавказскую пленницу”

Sep 27, 2016 06:58

Оригинал взят у nick_krechetov в Как снимали “Кавказскую пленницу”
Оригинал взят у vsegda_tvoj в Как снимали “Кавказскую пленницу”
Почти полвека назад Алушта на три месяца стала базовым лагерем для съемочной группы “пленницы” - с 1 июня по 31 августа 1966 года. Любимцев публики - Юрия Никулина, Георгия Вицина, Евгения Моргунова и Александра Демьяненко - можно было увидеть на прогулке по набережной или за столиком в ресторане. Для жителей города “Кавказская пленница” в буквальном смысле народное кино. Дотошными краеведами подсчитано, что в массовках и эпизодах промелькнуло почти полтысячи лиц и спин местных жителей.

А 3 апреля 1967 года в Москве состоялась премьера одной из самых любимых комедий СССР.







В общении с алуштинцами удалось узнать, что простому шоферу Ивану Иванченко (его уже нет с нами) пришлось выступить в качестве дублера Евгения Моргунова.

- Невероятной силы был мужик! - вспоминает краевед Александр Перченко. - Он водителем был, мог свой “ГАЗ-51″ приподнять. И вот именно он - в шлеме и полосатой майке Бывалого - вносит через ворота во двор Крапивных холодильник - часть калыма за Нину. Потом и лицо его в нескольких эпизодах мелькает - он выделяется своей мощной фигурой из толпы.

Место первой встречи Нины с Сааховым - напротив ворот, куда Юрий Никулин загонял баранов, - одно из самых популярных у фанатов картины. Тогда это был переулок Милицейский, а сейчас имени партизана Крапивного.

- Летом постоянно слышим, как народ фотографируется и напевает “хали-гали”, - говорит хозяйка дома Надежда Крапивная. - У нас тогда, летом 66-го, три дня снимали дома. Им понравились ворота наши, только они сами навес приделали. Моя мама даже угощала всю троицу - они водку купили, а закуски не было. И она им огурцы, помидоры нарезала.

А вечерами вся троица - Трус, Балбес и Бывалый - ходила смотреть футбол домой к заведующей гостиницы “Таврида”.




- Тогда же телевизор был еще редкостью в городе, - вспоминает жительница Алушты Светлана Иванова. - А тем летом как раз транслировали из Англии матчи чемпионата мира, и вот они не пропустили ни одной игры.

Некоторые эпизоды фильма до сих пор хранят секреты, известные лишь алуштинцам. Выручку от сеанса одновременной игры в домино и уроков твиста Трус (Георгий Вицин) пересчитывает не своими руками!

- Это руки моего дедушки, - рассказывает сотрудник Краеведческого музея Александр Муравский. - Он работал в Госбанке. И ассистенты Гайдая обратились в банк с просьбой: им нужен был человек, который умеет очень быстро считать купюры. Посмотрели, как это делает мой дед, и потом отсняли несколько дублей. У него на левой руке возле большого пальца татуировка “ПАША”. На стоп-кадре можно разглядеть - ее заретушировали, но фрагменты все равно видны.




В этой пачке денег был и рубль, который за вход на танцы заплатил житель Алушты Геннадий Муханов.

- Леонид Иович заметил меня в ресторане “Волна”, - вспоминает он. - Мы отмечали там свадьбу нашего друга и выходили танцевать, тогда в моде был твист. А Гайдай с Моргуновым и Вициным ужинали за соседним столиком и наблюдали за происходящим.

Режиссер сам подошел к фактурному парню и пригласил поучаствовать в съемках.

- У меня было два съемочных дня, за которые я получил по 10 рублей, - смеется Муханов. - Когда мне приклеили усы, Гайдай посоветовал: “Будь собой - тебе не надо притворяться грузином” и пошутил по поводу рубля: “Не вздумай украсть - он поддельный!” Этот рубль я отдал Вицину, причем в фильм вошел тот дубль, где я его случайно выронил, а всего было шесть попыток.




Запечатлен на киноленте и легендарный для Алушты человек - Николай Орестович Попов. В эпизоде с домино он подает успокоительные таблетки старичку в очках (кстати, это один из авторов сценария фильма - Морис Слободской), который очень боится проиграть свою партию Балбесу.

- Это мой папа, - говорит Лия Попова. - Его в городе знали все, потому что он много лет подряд перед сеансами играл на фортепиано в кинотеатре “Шторм”. Тогда ему было уже 78 лет. Снимался он в своей клетчатой рубашке и любимой белой шляпе - сам упросил съемочную группу, чтобы его не переодевали, и шутил: “Я вам дам за это 20 копеек”.

Именно в Крыму появилась еще одна знаковая советская деталь - фигурка оленя на капоте.

- Мы ездили за ней в Симферополь, - вспоминает Лузанов. - И там на толкучке купили оленя от “Волги” ГАЗ-21 за 25 рублей. Я даже подумал, что за такие деньги мог бы и сам его сделать - у меня алюминий был.




На съемках их в распоряжении Александра Демьяненко было два осла. Причем разной масти и разного пола. Тот, что потемнее и с белыми “очками”, задействован во всех сценах, связанных с передвижением на тропах и по шоссе, а та, что светлее - серая с белой мордой, снималась во всех статичных эпизодах. Это ослица по прозвищу Люся, которая долгие годы жила в Симферопольском зооуголке.

Алушта стала и основной площадкой под открытым небом. Дом бракосочетания, где нетрезвый Шурик пытаясь записать здравицу - “Не рассчитал свои силы… И мы имеем дело с несчастным случаем на производстве”, на самом деле - здание городской станции переливания крови. А настоящий Алуштинский ЗАГС в фильме - это милиция, куда спешит Шурик сообщить о похищении Нины. Эпизод с администратором гостиницы (Михаил Глузский) - “Птичку жалко!” - снимали на турбазе “Юность”. Тот корпус с фасадной мозаикой на тему из жизни советской молодежи можно увидеть и сегодня. Знакомство и застолье с кунаками - “Кергуду! Бамбарбия!” - происходило в зале ресторана “Солнечный”. Сейчас это ночной клуб Underworld. Сцену, где Бывалый преподавал курортникам уроки твиста, нашли на территории турбазы “Чайка”.

Также съемки проходили в окрестностях сел Лучистое и Куйбышево. В десятках фрагментов на фоне виднеются горы - очертания Демерджи и Чатыр-Дага. Лагерь альпинистов, откуда похищают Нину, был разбит в районе Никиты. Кстати, в мешке кунаки-разбойники несут уже не Варлей, а мужика из съемочной группы.




Погоню снимали на старом шоссе Алушта - Судак, когда там еще на поворотах стояли обзорные зеркала для водителей. А вот уснувший за рулем машины Бывалый (а вернее, его дублер, Моргунова после одного скандала Гайдай отстранил от съемок) едет по сосняку в районе Никиты. А заканчивается все на Ай-Петри. Там машина застывает на краю пропасти, и Шурик успевает достать из нее связанную Нину. Весь транспорт в кадре тоже с крымскими номерами - “скорая”, увозившая пьяного Шурика (84-95 КРП), и рефрижератор, где замерзала троица (36-87 КР). Отметился в кадре и Симферополь. Съемки улицы у “психбольницы” проходили там вдоль забора консервного завода им. 1 Мая.

Так что вопреки авторскому замыслу комедии, ее по месту съемок можно было бы назвать “Крымской пленницей”. Фильм Леонида Гайдая практически весь снят в Крыму. Кавказа там совсем чуть-чуть - съемочная группа выезжала на три дня в окрестности Сочи, где на реке Мзымта снимали “сплав Шурика в спальном мешке в бурных водах”.




За первый год проката в кинотеатрах СССР ее посмотрели 76,5 млн зрителей! Практически каждый третий житель Советского Союза. Это четвертый результат в истории отечественного кино - после фильмов “Пираты ХХ века” (1980) - 87,6 млн, “Москва слезам не верит” (1980) и еще одной комедии Гайдая “Бриллиантовая рука” (1969) - 76,7 млн.

источник

Если вам понравился пост, пожалуйста, поделитесь ими со своими друзьями! :)

Previous post Next post
Up