Оригинал взят у
megamashina в
Рынок труда и инженерные специальностиИтак, приемная компания 2012 стартовала. Публикую черновик статьи, который, вероятно, пойдет в одну из брянских газет. Замечания и возражения приветствуются.
Притчей во языцах стал последнее время парадокс о том, что при всей пресыщенности предложения специалистов гуманитарного профиля (адвокаты, бухгалтеры, менеджеры и т.п.) основная масса выпускников школ стремится именно туда. Сейчас нетрудно представить ситуацию, когда новоиспеченный налоговой инспектор или дипломированный делопроизводитель вынужден торговать на рынке ширпотребом.
Такому положению дел есть ряд причин. Во-первых, как уровень студентов, приходящих на гуманитарные специальности, так и качество образовательных услуг, предоставляемых государственными и частными вузами, имеют большой разброс. В результате, уровень подготовки гуманитариев сильно разнится, что приводит к высокой конкуренции в их среде, а это в свою очередь сказывается на уровне зарплат и возможности карьерного роста. Во-вторых, основа инженерных и научных специальностей - материальное производство - долгое время было в упадке, что сильно отражается на достатке инженеров, ученых, учителей и врачей.
Однако время идет: уходят старые кадры, с ростом производства требуются компетентный персонал - потребность в квалифицированных специалистах производственной сферы растет. Кроме того, спрос на инженерные профессии растет и за рубежом: виртуализация экономики долгое время вымывала инженерные кадры и там.
Начиная с конца 90-х, особняком стояли IT-специальности: последние 20 лет рынок компьютеров и телекоммуникации в России не стагнировал как основное производство, а рос быстрыми темпами. Это привело к тому, что профессия программиста стала очень популярной среди абитуриентов. Образовательный рынок отреагировал незамедлительно: любыми правдами и неправдами создавая IT-специальности, опять же, как и в случае востребованных гуманитарных направлений не особенно заботясь о качественном и количественном балансе спроса и предложения. В результате, на престижные места по компьютерным направлениям конкурс при поступлении очень высок, а IT-рынок все равно продолжает остро нуждаться в квалифицированных кадрах. Так же можно упомянуть о специфической проблеме профессии программиста: виртуальность - оторванность результатов труда от непосредственного производства реальных товаров, что сближает последнюю с гуманитарными специальностями и их недостатками.
Много сюрпризов начинает приносить, казалось бы, вышедшие из моды и потерявшие перспективу инженерные направления: это и технологи, и специалисты по автохозяйству, и, что еще более невероятно, инженеры-расчетчики.
На последней специальности, которая раньше в БГТУ (Брянский Государственный технический университет, бывший БИТМ) называлась «Динамика и прочность машин» (ДПМ), а теперь после реформы образования «Прикладная механика», остановимся поподробнее. Долгое время смутных 90-х и начала 2000-х основное направление трудоустройства выпускников этой специальности были программистские компании типа R-Style или «Деснол Софт», однако последнее время предпочтения молодых специалистов стали меняться. «Ветер перемен» подул со стандартного направления: подчиняясь законам глобального рынка и снижения издержек, крупные западные корпорации стали переносить на периферию не только производство товаров, но и их проектирование. Так уже две организации-подрядчика «Boeing» взяли специалистов ДПМ и намереваются продолжить набор в следующем году. Не отстают и отечественные авиастроительные предприятия, так корпорация «Иркут» тоже стала набирать выпускников данной специальности.
Студентам, способным работать программистами, все более интересно направление инженера-расчетчика: в отличие от «кодера» (системного программиста) это более творческая профессия. Необходимо отметить, что основное направление деятельности брянских ДПМ-щиков все же не авиация, а транспортное машиностроение, что сужает возможности карьерного роста в авиастроении. Остается дело за малым - достойными окладами для расчетчиков на местных заводах, в первую очередь БМЗ, что в условиях роста производства и износа основных средств ОАО «РЖД» не за горами.
Типичный пример - аварии украинских цистерн из-за поломки боковых рам тележек, которые могли парализовать поставки нефти в азиатско-тихоокеанский регион. Украинское образование еще более чем российское пострадало от развала СССР, так что экономия на инженерах-расчетчиках сейчас - это прямой путь к крупным экономическим убыткам.
Для будущих выпускников специальность «Прикладная механика» дает дорогу не только на производство, но и в науку: при выпускающей кафедре «Динамика и прочность машин» существует аспирантура, а ряд инновационных предприятий и исследовательских институтов (НПП Дипром, коломенское ВНИКТИ, Тверской институт вагоностроения) с охотой берут подающих надежды специалистов.
В любом случае, выбор будущего зависит от каждого конкретного абитуриента и его родителей, важно при этом точно угадать направление личного развития. Взрослый мир конкурентен и расчетлив, ошибки и потерянное время восполняются в последствие с трудом.