Королевская площадь и трамваи.

Jun 09, 2011 21:27

Все началось с этой картинки из книги "Брюссель глазами наивных художников"


Художница Жанна Сумер, на этот раз действительно наивная, изобразила Королевскую площадь. Это не пляски народов мира , как можно было бы подумать, а похороны монахини в Святом Иакове на Куденберге. Церковь Святого Иакова сейчас белоснежная, за исключением треугольной фрески, поэтому я конечно обратила внимание на ее необычно цветной вид на картине, но склонна была отнести это на счет творческого подхода автора





Просто прелесть, что за картинка!




Сейчас церковь Святого Иакова, выглядит так.
Поэтому когда мне попалась такая открытка, с небелоснежной церковью, я ее тут же приобрела


5-3-64 (54) написано шариковой ручкой, но штамп неразборчив. Может быть кто-то может по виду машин определить годы? Стало понятно, что когда художница писала свою картину церковь,если и не была такой "веселенькой расцветки", не была и белой.
А при чем здесь трамваи, спросите вы.

Заинтересовавшись изменениями расцветки Св. Якова я нашла еще две гораздо более ранних открытки с Королевской площадью:


Эта не подписана и не проштампована, но на ней есть конный трамвай:


Конные трамваи появились в Брюсселе в 1869 году ( американские) и к 1875 насчитывалось уже два десятка разных линий (маршрутов, номеров еще не было), тогда как в Париже всего 1 ( один(а)). Один этот факт уже делает понятным почему ар-нуво возникло в Брюсселе, а не в Париже, город стремительно рос и богател во второй половине XIX столетия и было кому и куда ездить на трамвае и кому и где строить новые дома. Переводить на электрическую тягу трамваи начали около 1900 года.


Вот на этой открытке они уже электрические, хотя у церкви стоит много извозчиков. Открытка подписана и проштампована, но каким годом мне не удалось разобрать, и марка на ней французская ( на бельгийской по портрету короля бывает можно сориентироваться).


Трамваи как конные, так и электрические появились в Брюсселе во время правления короля-градостроителя Леопольда II, и именно ему приписывают нелюбовь к воздушным электрическим проводам и их запрещение на аристокатических улицах и площадях центра. Поэтому на Королевской площади и нет проводов, а трамваи запечатлены с опущенным "рогом". На престижных улицах трамваи питались от провода в специальной канавке под левым рельсом. Это особенность трамвайного движения на важных улицах значительно пережила Леопольда II, умершего в 1909. Как пришет Жан д'Оста во время невиданно холодной и снежной зимы 1929 года на престижных улицах не было трамвайного движения:из-за снега и льда невозможно было питаться из канавки под левым рельсом. ( замечу в скобках, этой зимой,тоже невиданно снежной и холодной, после снегопадов трамваи НЕ ходили повсюду: демократизация). Устройство вагонов ( отсутствие дверей) тоже сохранялось очень долго. Двери появились только в 1948 году! Номера на трамваях появились до 1908 года. Здесь трамвай 10 номер - Южный вокзал - Укль. Пожалуй единственное,что могло бы помочь точнее датировать открытку - это странные пятна на окнах Бельвю (здание за трамваями), если догадаться ,что это такое может быть.


Современный вид с Бельвю и трамвайными проводами.
Я не нашла в книгах. когда провода появились на Королевской площади. Естественно было их поискать на цветной открытке 1964 года:


И я их там нашла, но по-моему слишком высоко (для трамвайных) и с какой-то штукой похожей на колокол. А вот эту штуку я уже видела


над самым прекрасным паркингом в мире. И тоже высоко.
У кого есть идеи ,что это за провода и "колокол"?

В качестве послесловия: ролик с мультфильмом "Шел трамвай 10 номер". к концу 1-ой минуты там идет трамвай ( 10 номер),а провода художник сознательно не нарисовал:

image Click to view


Позавчера, правда в автобусе, а не в трамвае, я уступила место пожилой женщине с палочкой и она меня назвала пионеркой мадемуазелью. Решила думать,что это я хорошо выгляжу, а не она плохо видит.

старинные открытки, открытка+картинки, жизнь, Брюссель, открытка+история

Previous post Next post
Up