Парк Брюсселя и особенности национальной (бельгийской) истории.

Mar 02, 2011 12:54



Открытка "Парк", проштампована в 1902 году. На ней - большой водоем с фонтаном, и сейчас один из самых фотографируемых в парке Брюсселя. Расположен он в северной части парка (ближе к зданию бельгийского парламента) и от него начинаются две аллеи, в которых некоторым видятся ножки циркуля (масонского знака).


Современный вид сверху на парк Брюсселя.
Сделать "публичный променад" - регулярный парк французского типа на месте старых садов, охотничьих угодий и даже виноградников, при сгоревшем в 1731 году замке, было решено в конце XVIII-го века австрийскими властями. Период правления Марии-Терезии считается одним из самых благополучных среди иностранных правлений. Австрийский наместник Карл Лотарингский, шурин Марии-Терезии, меценат и жизнелюб, умел ладить и с советом Брабанта и с ремесленниками, управлял австрийскими Нидерландами с 1741 до смерти в 1780 году и был в Брюсселе любим. Об этом свидетельствует и памятник, поставленный в центре Лотарингской (сейчас Королевской) площади в 1769 году, и позолоченная конная статуя на доме пивоваров, и похороны в кафедральном соборе Святых Михаила и Гудулы. Австрию в Брюсселе еще представлял полномочный министр (посол), с 1770 года им был принц Жорж-Адам фон Стархемберг, именно он курировал создание и обустройство парка.
Большой водоем планировался в этом месте с самого начала, но в нем в центре должен был быть обелиск прославляющий правление Марии-Терезии, даже был готов макет, но Иосиф II, после смерти матери в 1780, единственный правитель, высказался в том духе, что деньги можно потратить с большей пользой, при французах ничего интересного в истории парка не происходило, зато памятник Карлу Лотарингскому с Королевской площади был расплавлен на деньги. После падения Наполеона, в голландский период, в центре виртуального водоема думали поставить монумент в честь победы при Ватерлоо, но не поставили. А уже в период бельгийской монархии была идея именно там поставить новый памятник, взамен расплавленного при французах, Карлу Лотарингскому, на Королевской площади он уже был явно не уместен. Но решили, что перед парламентом тоже не хорошо, и поставили на площади перед дворцом Карла Лотарингского, сейчас музейной. А в уже приготовленном под водоем месте тем временем был высажен газон, почему он вплоть до 1855 года, когда в нем наконец появилась вода и фонтан, назывался просто : Зеленый водоем ( Bassin vert).




На этой гравюре XIX века почти с тем же видом на фонтан,что и на открытке, можно рассмотреть и три аллеи, в конце центральной виден королевский дворец, в конце правой - памятник Годфриду Бульонскому на Королевской площади.


Зимой фонтан не работает и воду спускают. Современный вид в другую сторону , на Парламент.


Картина анонимного автора XVIII-го века. Здесь можно рассмотреть зеленый круг - это и есть наш герой, Bassin vert. А еще здесь видны две скульптурные группы, о которых пойдет речь дальше.


Правая - аллегория науки и искусства. Один из путти (мальчиков) демонстрирует каменный свиток с планом парка, где уже есть наш водоем, но сделать его видимым на фотографии не получается.


Вот и у современного художника (Robert Crisp) на картине "Парк Брюсселя" его тоже не видно, но он там есть, верьте нам.





А эти, не побоюсь этого слова, Путти символизируют Коммерцию и навигацию,и у правого в руке


герб принца фон Стархемберга, обрамленный цепью с Орденом Золотого Руна, которым принц, напоминаю,полномочный австрийский министр в Брюсселе, был награжден в 1759, задолго до Брюсселя, надо отметить.

Орден Золотого Руна,один из самых почетных и древних в Европе,был учрежден в 1430 году Филиппом Добрым, бургундским герцогом и не где-нибудь,а в Брюгге, про который после фильма "Залечь на дно в Брюгге" теперь все знают,что это в Бельгии.
От бургундцев гроссмейстерство ордена перешло к Габсбургам вместе с Нидерландами, сначала к испанским, а вот когда в 1700 умирает бездетным Карлос II, последний испанский Габсбург, и испанским королем становится Филип Анжуйский, внук Людовика XIV, Южные Нидерлады,после выяснения отношений между Габсбургами и Бурбонами (война за испанское наследство) переходит к Австрии, а орден распадается на две ветви: валлонскую и фламандскую испанскую и австрийскую. Так сейчас они и существуют, независимо друг от друга, после некоторой заминки мировое сообщество стало признавать обе. Только франузская республика не признает австрийский орден (ну очень логично, свои Бурбоны ближе к телу, чем Габсбурги). Интересно,что бельгийским монархам вместе с суверинитетом над территориями суверинитет над орденом не достался. Зато правящий сейчас король Бельгии АльбертII является рыцарем ордена обеих ветвей. Но если австрийцы его наградили еще в 1962 году, то испанцы только в 1994, когда он уже стал королем Бельгии.
Подробно про историю Ордена Золотого руна можно прочесть здесь:

http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9E%D1%80%D0%B4%D0%B5%D0%BD_%D0%97%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D1%82%D0%BE%D0%B3%D0%BE_%D1%80%D1%83%D0%BD%D0%B0
А здесь про Награждения правителей России орденом Золотого Руна и другими испанскими орденами
http://www.kreml.ru/ru/exhibition/visit/2010/Orden/03/



Увеличенный фрагмент открытки, скульптура "Венера с голубями", копия XIX века, оригинал подписанный Оливье из Марселя,1774, находится в Королевском музее изящных искусств.
После смерти Карла Лотарингского, парковая скульптура из его поместья в Тервюрене была перенесена в Парк Брюсселя. Сохранилась забавная переписка по этому поводу, между Архиепископом Малинским и Фон Стархембергом. Прослышав о планах переноски статуй архиепископ забеспокоился и написал Стархембергу, что среди скульптуры покойного высочества есть такие, которые в публичном месте совершенно не уместны, "западня для невинности" и будут разрушать нравы. Стархемберг ему отвечает,что ему пока никто ничего не предлагал и вообще, Вы меня знаете,у меня никакого падения нравов, и ....город быстро покупает 42 статуи из наследия покойного правителя и они тут же занимают свои места в Парке Брюсселя. АААА, возмущается архиепископ, совершенно обнаженных Аполлона и Венер надо убрать. Убрать никак нельзя, отвечает министр,деньги уплочены , население нас не поймет, но мы что-нибудь придумаем и прикроем места, которые смущают Ваше преосвященство. "Места" были прикрыты каменными фиговыми листками без различия пола, и если на Аполлоне это никого не удивило, то листки на Венерах вызвали насмешки, ненужные домыслы и скабрезные замечания. О чем опять написал Стархембергу неуемный епископ. Мне неизвестно ответил ли ему министр, но листки с Венер были сбиты. А вот веселье осталось, судя по тому , что об этом эпизоде до сих пор помнят краеведы.




Венера с голубями зимой.


А это та скульптура, которая скорее угадывается, чем видна, слева на открытке


А вот Апполон в кадр не попал ( на открытке), но он есть на гравюре. Это тоже копия XIX века, а оригинал 1734 года, работы Жанссенса, сделанный для Карла Лотаринского в Риме тоже в Королевском музее Брюсселя.


И оригинал этой Венеры с ракушкой тоже. Но она стоит в другой части парка, не около большого водоема с фонтаном.

В этих трех частных историях, на мой взгляд, отражаются особенности национальной истории (бельгийской).

открытка+картинки, Брюссель, Бельгия, личности, открытка+история

Previous post Next post
Up