BANAD 2024.

Apr 19, 2024 12:07



1.1 Сграффито на доме Розенбума.
Фестиваль Брюссельского Ар-Нуво и Ар-Деко (BANAD), в марте этого года, лично меня порадовал. Организаторов, судя по приведенным ими цифрам, тоже. Всего для посещения было открыто 63 здания и за 3 викенда зарегистрировано 21 500 визитов. Что в среднем получается по 341 посетителю на один интерьер. Об одном из трех своих визитов (ар-деко , личный дом архитектора Адриана Бломма) я уже написала, а сегодня о двух домах в стиле ар-нуво: Дом Розенбума (Maison Roosenboom)(1.) и Дом Сен Сира (Maison Saint Cyr ) (2.). Оба принадлежат частным лицам и внутри фотографировать не разрешали. Но и снаружи есть что поснимать, так как оба весьма примечательны:


2.1 Дом Сен Сира архитектора Густава Стровена.



1.2 Архитектор второй волны брюссельского ар-нуво Альберт Розенбум построил этот дом в 1900 году. И вопреки обыкновению называть памятники архитектуры по имени заказчика и хозяина, за этим закрепилось имя архитектора. Дом этот можно сказать только что воскрес. К 9 марта , когда я его посещала еще даже не были сняты все леса. Так что часть фотографий сделано только позавчера, и на них видно, что врутри как раз еще леса есть. Воскрес, а не просто в процессе реставрации, потому что заброшен , а в 2018 году официально был признан коммуной Иксель не подходходящим для жизни в нем из-за риска пожара и обрушения перекрытий. Но в 2022 его купили и весь прошлый год шла реставрация, которая к марту продвинулась достаточно далеко для участия в фестивале BANAD в этом году (впервые).


1.3 Три вещи на фасаде всегда показывались и обсуждались, как самые заметные и интересные примеры брюссельского ар-нуво: сграффито Прива(та) Ливмон(т)а ( заглавное фото), декроттуар соединенный каменной вязью с почтовым ящиком ( на этой фотографии)и


1.4 балкон оригинальной формы. Но если все остальные металлические детали выиграли от покраски в нежную зелень, то и балкон и декроттуар , на мой взгляд, потерялись.



1.5 Даже на этой фотографии хочется , чтобы решетки балкона были темнее, а уж на общей фасада тем более.



1.6 Самый эффектный декроттуар Брюсселя (?)



1.7 Консоль эркера.


1.8 На интересную деталь обратила наше внимание экскурсовод (к сожалению знаю ее в лицо, но не по имени). Столбики (балясины) деревянной главной лестницы внутри, все как один в точности повторяют форму пилястров(?) фасада.


1.9 Столбики внутри я снять не могла, но они так же вырезаны.


1.10 И первый внизу увенчан такой же "шишкой", как здесь по краям фасада.



1.11 Любуемся деталями.


1.12 Ну и наконец сграффито по картону Прива Ливмонта, тоже одно из самых известных среди брюссельских.
Маки и женщина призывающая к тишине обычно трактуются, как указание на окна спальни.


1.13 Моделью Ливмону для этого персонажа служила дама, которую экскурсовод обозначила для простоты, второй женой художника.


1.14 (Именно из-за связи с которой он только в 1908 году расстанется с первой. А так как сграффито 1900 года, то по поводу чего призывает молчать дама, или художник через жест ее персонажа, можно и по другому трактовать, и тоже в связи со спальней.) То что в скобках экскурсовод не говорила и даже не намекала, просто у меня есть привычка обращать внимание на даты.



2.2 Дом для художника Сен Сира архитектор Густав Стровен построил между 1901 и 1903 годами. И это самая известная и эффектная постройка этого архитектора. А некоторые считают, что и вообще среди брюсселького ар-нуво. Интересно, что Сен Сир был салонным художником, вполне успешным и без малейших признаков авангардности. А любимым стилем в интерьере (и не только) у него был фламандский неоренессанс. Как он позволил построить себе дом с таким экстравагантным ар-нувошным фасадом, остается загадкой. Но он еще его и яростно защищал перед властями, которых не устроила эта ограда из ряда вон.



2.3 Дом был куплен нынешними владельцами несколько лет назад, отреставрирован еще до ковида и сразу же начал показываться во-время BANADа. Отреставрированный фасад я уже много раз показывала, но попасть внутрь мне удалось только в этом году.
Внутри полная эклектика, ампир, фламендский неоренессанс, японская экзотика, но ар-нуво, я честно говоря и не ожидала там увидеть. Но было очень интересно, как там вообще при такой ширине фасада можно что-то сделать. Оказалось, можно за счет глубины, вторая (от входа) треть объма отдана под монументальную лестницу с стиле ампир в колодце света (под витражным потолком, но тоже в стиле ампир).


2.4 Так что визит получился интересным.

архитектура, Брюссель, Г.Стровен, сграффито, арт-нуво, мои фото

Previous post Next post
Up