На выставку "В.Орта : язык ар-нуво" в БОЗАР я сходила в последний момент, за два дня до закрытия. Очевидно подсознательно считая, что для человека , который годами смотрит на его фасады, видел все доступные его интерьеры, и читает про него по максимому, на такой выставке вряд ли будет что-то сильно интересное. Но сходить то надо. Сходила, и застряла.
Потому что оказалось, что именно мне, которая смотрит.., видела.. и читала, выставка и интересна. Во-первых, она располагалась в залах для фото и кино-выставок вокруг основания прозрачной крыши БОЗАР, что было мастерски использовано для разговора о колодцах света Орта (заглавное фото). Во-вторых оба фильма, которые там демонстрировались, и на тему визуальных ассоциаций с дизайном Орта и с реконструкцией снесенного Народного дома, мне понравились. И наконец главное, в каждом зале было по одному-два видео с короткими выступлениями экспертов по теме зала. Эксперты говорили по-французски, нидерландски или английски, а на двух других языках были субтитры. По два наушника на экран, я прослушала всех франкоязычных и прочла субтитры по-французски у остальных. Прониклась и постаралась себе на память зафиксировать. Делюсь:
Бенжамин Зюрстрассен, директор музея Орта. Я уже имела удовольствие видеть и слушать его живьем на экскурсии в музее Орта на День наследия в сентябре 2023.
Модели для не идентифицированого здания.
Коллекйия обоазцов камня В.Орта.
Модель ножек банкетки для зимнего сада Особняка Солвей.
Франсуаз Обри, почетный директор музея Орта, рассказывает о работе архитектурного ателье Орта, когда на него работало не меньше 10 рисовальщиков одновременно.
Наброска В.Орта.
Модель базы колонны.
Модель деревяного эллемента.
Дебора Сильверман, профессор истории и истории искусства Университета Калифорнии в Лос-Анжелес, рассказывает об агентах влияния в масонской ложе , членом которой был Орта.
Шкаф-витрина для Дома Винк, дуб, бронза 1905г.
Стул для того же дома, дуб, 1905
Открытка 1911 с особняком Обек ( был снесен) .
Кадр из фильма с визуальными ассоцивциями с дизайном Орта. Мимо авоськи не могла пройти.
Вернер Адрианссенс, Хранитель коллекции XX века Королевскрнр Музея Искусства и истории, Брюссель.
Жос Ванденбриден, архитектор и заслужанный профессор Сан Люк, Брюссель/Гент.
Фотографии стеклянных крыш построек Орта в стиле ар-нуво на фоне вида на стеклянную крышу БОЗАР ( тоже постройка Орта, но уже ар-деко).
Кеннет Бертран, профессор современной истории Свободный университет Брюсселя, рассказывает про семью Солвей, работу Орта на них, и отдельно подчеркнул , что их процветание никак не было связано с Конго.
Кадр из фильма- реконструкции про Народный дом Брюсселя ( снесен).
Инженер и приглашенный профессор ULB ( Брюссельский свободный университет) рассказывает про структурные инженерные особенности Народного дома.
Деталь из Народного дома.
Валери Монтен, заведующая коллекцией европейской керамики и стекла Королевского музея искусства и истории, Брюссель.
Макет павильона Конго на выставке 1900 года в Париже ( не был реализован).
Камилла Паже, научный сотрудник музея Орта, рассказывает об этом не реализованном проекте Орта.
Модель павильона с другой стороны.
Эскиз панно для павильона Конго ( не реализованного) Жан Дельвиль, 1898, гуашь бумага, частная коллекция.
Эскизы для для павильона Конго ( не реализованного) Жан Дельвиль, 1898, тушь на бумаге,частная коллекция.
Вешалки для пальто дизайна Орта слева для собственного дома, справа для особняка Солвей.
Крупнее правая. .
Дирк Ван де Вейвер, профессор истории архитектуры с 1750-1950 университета Утрехта, рассказывает о том какие уроки из наследия Орта извлекли архитекторы середины XX века.
Вид на холл БОЗАР.
Прощальный взгляд на начало выставки с коллекцией слепков.