В этот викенд БАНАДа в очередной раз (кажется четвертый за 10 лет) посетила особняк Отле (1895-97, архитектор Октав ван Риссельберг, дизайнер интерьера Генрих Ван де Вельде). Вас конечно может удивить, что я туда хожу раз за разом. Дело в том, что получасовой визит и проблемы логистики не позволяют экскурсоводу рассказать обо всех персонажах (и каких!) и абсолютно все показать, поэтому каждый из них выбирает на свой вкус и согласно обстоятельствам, о ком и как рассказывать и что именно показывать. Так что и в этот раз я побывала в помещении, где не была раньше, за счет чего достигла нового уровня понимания устройства этого особняка. Да и услышала и осознала новую для себя информацию. Ну и захотелось как-то подытожить, хотя бы конспективно о личностях и на уровне картинок. Фотографировать внутри запрещено, но витраж Ван де Вельде (заглавное фото) взяла
Отсюда.
Дверная ручка дизайна Ван де Вельде. Фотография моя, но старая, потому что сейчас дверь укрепили металлической светлой пластиной со стороны ручки, но не на всю длину, что очень портит вид (наверное у них была попытка взлома, иначе такое безобразие трудно объяснить).
Поль Отле, заказавший Риссельбергу этот особняк, был человеком по меньшей мере неординарным. Юрист по образованию, предприниматель, унаследовавший предприятия отца, библиограф, мыслитель и борец за мир. Раньше акцент делали на библиографии, все-таки они с Анри Лафонтеном разработали УДК (Универсальная Десятичная Классификация). Сейчас же его считают одним из отцов-основателей информатики, автором концепции информационной вселенной, предвозвестником интернета и создателем крупнейшей базы печатных документов, куда можно было послать запрос (т.е. своего рода бумажного гугла). И хотя УДК - появится в начале XX века, а главный свой труд "Трактат о документации" он выпустит только в 1934 году, в 1895 году, то есть в момент заказа особняка, он уже был директором Международного библиографического института в Брюсселе, который впоследствии превратится в Мунданеум (Mundaneum). С Октавом Риссельбергом он познакомился через его младшего брата Тео ван Риссельберга, художника, который писал портреты детей Отле (к сожалению эти портреты в сети не нашлись).
Портрет Октава Ван Риссельберга (архитектора) кисти его младшего брата Тео Ван Риссельберга.
Октав ван Риссельберг (1855 - 1929) входит в четверку архитекторов первой волны брюссельского Ар-нуво (вместе с В.Орта, П.Анкаром и Анри ван де Вельде), но нигде кроме Брюсселя в этой связи не упоминается. Он был старше всех в четверке (П.Анкара на 4 года, В.Орта на 6 лет и Ван де Вельде на 8).Учился он в Генте, потом съездил в Италию, а потом стажировался у Пуларта на постройке Дворца Юстиции. Для сравнения, П.Анкар стажировался у Бейарта, делая решетки в сквере Малый Саблон, В.Орта у Бала на Королевских Оранжереях в Лакене, из-за чего и те и другие, иногда, на мой взгляд ошибочно, относят к стилю Ар-нуво. Вот упомянуть об этом стиле в связи со Дворцом Юстиции никому пока в голову не пришло.. Это я процитировала свой пост 2013 года о братьях Риссельберг, но жизнь идет вперед и сейчас в музее В.Орта выставка, часть которой называется Орта и Дворец Юстиции(!). Орта с большой симпатией относился к О.Риссельбергу, как коллеге-архитектору. А вот Ван де Вельде он называл художником-расстригой, и вообще взаимная неприязнь между ними (Орта и Ван де Вельде) до сих пор находит отклик у творческой тусовки и экскурсоводов.
Кроме заказчика, архитектора и дизайнера (и Орты в уме), невозможно не упомянуть Алана Беренбума, потому что его адвокатская контора, сейчас занимает особняк. А.Беренбум со своими коллегами буквально спас его, выкупив у страховой организации, владевшей им ранее, когда она (оргвнизация) захотела снести особняк и построить на его месте современное здание. Про самого Алена Беренбума тоже есть, что рассказать. Забавно, что о нем, как адвокате королевской семьи, с одной стороны, и авторе серии детективов, где действие происходит в Брюсселе, с другой, я впервые услышала именно во-время визита в особняк Отле лет 10 назад. С тех пор я прочла штук 5-6 его книг, и о некоторых даже здесь писала.
На этой старой фотографии заметны детали, которых сейчас нет, а именно витражи на окнах столовой, и решетки при входе и на балконе над ним. Но вот, что эти решетки были из лакированного дуба, на японский манер, разглядеть не зная об этом не получается.
Эту схему нулевого этажа, я позаимствовала там же, где фото витража Ван де Вельде. Она хоть и не без неточностей, но позволяет представить организацию объемов внутри. На самом деле здесь представлено три уровня основного здания за вычетом квартиры-ателье с отдельным входом, которую Отле сдавали австрийской скульпторше Ильзе Конрат (более известной, как Ильза фон Твардовски (в 1910 году она вышла замуж). Судьба Ильзы Конрат-Твардовски - отдельная тема (погуглите, особенно кто по-немецки читает). Здесь скажу только, что она училась у бельгийского скульптора Шарля Ван дер Стаппена, с которым неоднократно сотрудничал В.Орта при создании различных памятников, а с самой Ильзой Орта сотрудничал при создании памятника Брамсу в Вене. На одном из визитов слышала, что снимала она эту квартиру с ателье, встроенную в особняк Отле, при посредничестве В. Орта.
Возвращаясь к уровням основного объема особняка:
о уровень - это sas (что бы это ни значило), вся правая часть : две комнаты, кухня , крытый дворик, и офис (служебное помещение куда прносили блюда с кухни и откуда их подавали в столовую), на схеме офис под малой гостиной (салоном) и на том же уровне, что кухня.
1(или полууровень) уровень - это столовая, холл, раздевалка.
2(следующий уровень) - это малый салон и лестничная клетка на которую выходят двери этого салона , дверь на служебную лестницу и WC, с нее же по правой стороне уходит лестничный пролет до следующего уровня, которого на схеме нет.
На этой и следующей фотографиях можно увидеть, то чего больше нет внутри. Здесь лестницу (из столовой в маленький салон и панель с виражами и дверцей подъемника для блюд из служебного помещения, а также дверь в это служебное помещение (офис, в котором я в этот раз побывала). Сейчас там просто глухая стена.
А здесь арка между музыкальным салоном и кабинетом хозяина, с ширмой.