Живерни - это я вам скажу не про живопись, это про величие природы и человека (когда они заодно), во всяком случае если вы в радужном настроении, ну или про всемирную известность и must see, если вы настроены чуть менее возвышенно (правда откуда эта известность берется, тоже вопрос интересный).
Клод Моне осел в Живерни в 1883 году и прожил до самой смерти в 1926 году, то есть буквально полжизни. Выбрано им было прежде всего само местечко, а уж бывшая давильня с амбаром ( где будет мастерская) и участком, просто оказалась свободна и по размеру (и надо думать цене) подошла , все-таки их было много , художник с двумя сыновьями от покойной жены и Алиса Хошеде ( Моне она станет только в 1892 году , после смерти мужа Эрнеста Хошеде) с шестью детьми. Из этого получится семейный дом, полный живописи ( своей и друзей-импрессионистов) и сад вокруг. Позже, уже в начале XX века , прибавится и сад с японскими мотивами вокруг пруда с кувшинками , на участке через дорогу. Дети выросли. Старший сын Жан женился на одной из дочерей Алисы, Бланш. Детей у них не было. Другая дочь Алисы, Сюзанна, вышла за американского художника Т. Батлера, от них пошла американская ветвь людей, для которых Живерни много значит. Бланш, овдовевшая в 1914 году, стала ангелом - хранителем усадьбы Моне. После ее смерти в 1947 году и дом, и сады заброшены. Младший сын Моне, Мишель, тоже бездетный, умер в 1966 году (и он и его жена похоронены в Живерни), завещав все (и усадьбу, и живопись, которая к тому времени еще не была продана или подарена) Академии Искусств (не без ехидства, надо думать, учитывая, как Академия относилась к импрессионистам вообще и Моне персонально, при их жизни).
Но реконструкция садов и усадьбы начнется только в 1977 году, с появлением Ван дер Кемпена (который реконструировал Версальские сады и Трианон) и американских спонсоров. А в 1980 году усадьбу уже открывают для посещений. Все это я вам рассказываю, чтобы хотя бы обозначить, сколько жизней, любви и труда в это must see вложено. А сады, что их описывать, ими надо наслаждаться, любоваться, писать их или фотографировать. Я лично хотела бы еще пару раз там побывать - весной и осенью, а по-хорошему еще и третий - в июне. Потому что они меняются, но все время хороши и самодостаточны, хоть их и продают, как модель живописи Моне. Живопись тоже самодостаточна, но ее смотреть надо не в Живерни, тут одни копии. Причем копиисты ставили себе задачей, чтобы посетителям дома даже в голову не могло прийти, что это оригиналы (по-моему они в этом перестарались, во всяком случае я задумалась, а так ли хороша живопись Моне, как я всегда думала). А теперь любуемся:
Кувшинки, как же без них.
Визит начинается с ‘японского сада‘ вокруг пруда с кувшинками.
По берегам тоже много всего интересного растет, не кувшинками едиными.
Мостик с глицинией и лодка. И японские мостики (их два) и лодка - частые мотивы картин Моне.
Переходим в сад при доме.
Длинный фасад дома.
Сад довольно большой с аллеями, при это скорее свободной рассадкой деревьев, кустов и цветов.
На заднем плане цветы в желто-оранжевых тонах, на переднем - в разных оттенках красных.
Вот как-то так вблизи.
Тропинка сквозь лаванду.
Входим в дом.
Первым делом попадаем в мастерскую художника. Как видно на фотографии 1915 года все стены у Моне были завешены картинами. Сейчас тоже, но копиями.
Уголок мастерской (и гостиной), это была первая мастерская художника, а кувшинки, которые выставлены сейчас в Оранжери Тюильри, он писал в третьей по счету в Живерни.
Моне писал у себя в садах, а реконструировали сады по его картинам. Копия картины Кувшинки, 1903 года. Оригинал в музее Marmottan Monet, Париж.
Из только что отснятого, для сравнения.
Копия картины Уголок пруда в Живерни, 1917 года. Подарена самим Клодом Моне в 1923 году музею Гренобля.
Из только что отснятого, для сравнения.
Портреты первой жены Камиллы, которая никогда не жила в этом доме. Если они и висели в мастерской, то только уже после смерти Алисы, с которой Моне приехал сюда в 1883 году. .
Оригиналы Камилла с букетом фиалок ( 1876-77) и Камилла с Жаном (старший сын) в саду Аржентой (1873) находятся в частных коллекциях.
Столовая в желтых тонах. Интерьеров у меня почти нет, все время народ в кадре. Да и не могу сказать, чтобы они мне как-то сильно приглянулись.
Вид из окна комнаты художника.
Фрагмент букета на каминной полке в комнате Моне. Если мебель меня не впечатлила (хотя именно комната художника скорее исключение, а вот комнаты Алисы , голубой салон, ...) , то букеты очень понравились. Они в общем не спорят с деревенской мебелью, но при этом совсем не просты.
Комната Бланш, дочери Алисы от первого брака, которая вела дом после смерти матери, была любимицей отчима - свекра, сама рисовала и вообще она была последней, кто в этом доме жил.
Кухня с монументальной плитой.
Самым живым местом в этой очень туристической деревне, показался уголок прицерковного кладбища, где похоронен и сам художник, и многие члены его семьи в широком смысле слова.
Муж Алисы, и отец всех ее детей (или почти всех, потомкам самого младшего нравится думать, что он был уже от Моне), Эрнест Хошеде тоже здесь покоится (табличка под крестом).
Вспомнилась Анна Каренина (роман), как раз во время журнальной публикации которого (1875-1877) начались отношения между Моне и Алисой Хошеде. При этом адюльтер тогда во Франции был уголовно наказуем для женщин, двумя годами тюрьмы. Де факто уже не сажали, разве что обманутый муж настаивал, но закон такой был. Зато история Моне и Алисы это просто анти Анна Каренина.
Совсем без пафоса, но трогает.