Признаться раньше я любила площадь де ла Монне. Раньше - это до ее реконструкции. Любила, в первую очередь из-за самого театра ла Монне, который соответствовал сложившемуся в детстве образу театра, как праздника чувств, как чего-то из ряда вон. И сам театр в общем-то не изменился, но вот реконструкция площади, как будто поставила себе целью лишить его какой-либо важности, заслонить тривиальнейшими постройками, подчеркнуть невыгодные ракурсы и нелепую достройку в высоту. Да, и в самом ла Монне я давненько не была, хоть дома слушала и смотрела трансляции их новых постановок. Так что не стала бы я писать об этой площади, если бы 29 января на ней не прошла инаугурация "Памятника отваге" итальянского скульптора Давида Дормино (Davide Dormino). Монумент не нов, ему лет пять и он уже был показан в нескольких европейских городах, в частности в Берлине в 2015 году , правда назывался он там и тогда "Anything to Say?" , но на Монне его открыли под другим названием в рамках акции протеста против экстрадиции Джулиана Ассанжа в США. Это событие заинтересовало меня не столько само по себе, сколько перекличками с еще неперестроенной (и любимой) площадью и прежним памятником на ней . Поэтому с памятника , исчезнувшего в результате реновации , я и начну.
Своей фотографии его у меня нет, но вот эта все-таки нашлась в интернете.
Скульптор из немецкой Швейцарии Vincenzo (настоящее имя Vincent Kesselring ) приехал в 1991 году и договорившись со столичным регионом Брюсселя прямо на месте (а не в мастерской) из глыбы голубого аргентинского мрамора начал ваять свою пару любовников. За год на глазах у брюссельцев и гостей столицы, часть из которых стала спонсорами памятника (скульптор объявил подписку и хотя регион и заплатил большую часть , всего собрал 700 вкладов), скульптура приобрела свой законченный вид. Назвал ее Vincenzo тоже по-ангийски Love on the rocks, но в Брюсселе ее все знали как Les amants de la Monnaie. Скульптура получилась вполне целомудренной, хотя и очень чувственной.
Не знаю как это выглядело в 90-ых , но в 2000-ых вокруг нее был сквер, с деревьями и скамейками, перед входом во Фламандскую библиотеку, на фасаде которой красовались две таблички : на синей белыми буквами - официальное название площади ла Монне, и на белой синими буквами - площадь Бьянки Кастрафиоре. Вторая появилась к 10-летию проекта Маршрута комиксов , когда в дополнение к расписанным на тему комиксов стенам, площади и улицы в ценре были переименованы в честь героев комиксов . Из табличек этого ‘города комиксов’ многие и сейчас висят, но к сожалению не с Бьянкой Кастрафиоре. Хотя назвать площадь Монне именем оперной дивы , придуманной Эрже для Приключений Тинтина , было очень удачной идеей, ведь в этом театре блистали многие реальные оперные певицы. А то, что Белая Непорочная (именно так расшифровываются имя и фамилия дивы) взирала со своей таблички на мраморных любовников, было забавным дополнением.
Если пройти с туристами мимо таблички через сквер с памятником, то можно было оказаться сразу перед ла Монне, так что его портик и колоннада оказывались на нужном расстоянии для авантажного вида. Тут, как минимум, рассказать о начале революционных событий , преведших к образованию королевства Бельгии, с оперы "Немая из Портичи" в этом театре. А как максимум - на примере этой площади объяснить характер Брюсселя . Благо архитектурные контрасты (театр - крестообразная махина напротив), зелень сквера, интересный памятник, комиксы, граффити с птицей (тоже закрасили) позволяли не сходя с места проиллюстрировать диапазон брюссельского многообразия. Брюссель в целом тоже теряет и свою самобытность, и многообразность, и ее диапазон. Но все-таки не так катастрофически, как их потеряла реконструированная площадь, поэтому туристов я туда больше не вожу.
В отличие от Les amants de la Monnaie Монумент отваги не был сделан ни в Брюсселе, ни для Брюсселя. Он вообще не был предназначен для какого-то специального города или места, это скульптура - инсталляция, которая была показана в десятке разных городов до этого. Четыре стула, на трех из них стоят Сноуден, Ассанж и Челси Мэннинг . Одеты они в одинаковые неопределенного вида комбинезоны. Наверное скульптор так намекнул на тюремную одежду, ведь все они пожертвовали свободой ради правды, даже если и не все были в тюремном заключении. Но первая ассоциация - команда космонавтов, что пожалуй не менее символично. И смотрятся, как столпы , особенно на фоне колонн театра. И графичные афиши между колоннами им идут. А площадь во время инаугурации символически переименовали в честь Джулиана Ассанжа. Даже стандартную брюссельскую табличку сделали, ее просто держала одна из участниц рядом со скульптурой.
Памятник простоял на площади 3 дня, переименование было одномоментное, как я поняла. То есть все очень ускорилось: 20 лет стоял прежний памятник - 3 дня этот, несколько лет с табличкой Кастрафиоре - час с табличкой Ассанжа. Все три дня собирали подписи под петицией против экстрадиции Ассанжа в США, не знаю сколько собрали, а то бы сравнила с подпиской на прежний памятник. На свободный стул можно было подняться, сфотографироваться и подписать петицию.