Брейгель в театре Toone.

Dec 19, 2019 11:03



Нынешний год в Бельгии - год Брейгеля, в сентябре исполнилось 450 лет со дня его смерти. Кукольный театр марионеток Toone не остался в стороне и представил две пьесы Мишеля де Гельдерода по Брейгелю, разумеется в своей обработке: "Сорока на виселице" и "Искушение Св. Антония." Каждая пьеса шла в одних декорациях. Я покажу Картины Брейгеля, от которых отталкивались Гелдерод и Тонн при написании и постановке, и потом буквально по четыре кадра на спектакль.


Питер Брейгель Старший, Сорока на виселице, 1568, Музей земли Гессен, Дармштат.

Фарс "Сорока на виселице," как следует из названия, обыгрывает последнюю картину Питера Брейгеля Старшего ( написаную им в 1568 году в Брюсселе), которую по К. Ван Мандеру художник оставил жене, и которую еще иногда называют Танец под виселицей. Мишель де Гельдерод написал свою "Сороку на виселице" в 1937 году , согласно Вики есть русский перевод 1983 года. Текста ни по-французски, ни по-русски я пока не нашла, что жаль, хочется конечно сравнить текст Гельдероде с версией Toone’а. Правда небольшую цитату с описанием сцены, приводит Тоон, и из нее ясно, что розовая виселица - была уже у Гельдерода. Сейчас шутка Смерть в розовом цвете , воспринимается однозначным намеком на песню Эдит Пиаф "Жизнь в розовом цвете", но эта песня появилась только в 1945-46 году, в отличие от выражения жизнь в розовом цвете (сквозь розовые очки).



Декорации Toone’а схематично передают пейзаж с картины Брейгеля, но ни домов , ни танцующих людей на них нет. Из разговора героев мы узнаем, что действие происходит на Висельной горке Бросселя (там где сейчас высится Дворец Правосудия), а в квартале Мароль у ее подножия - народный праздник.
- Пойду надуюсь пивом
- После этого только живот и надуется, нет, чтобы что другое .


Судейское и городское начальство прибыло на горку перед казнью и обсуждает вид :
- Прекрасный вид, прямо как в Альпах!
- Вы видели Альпы, Ваше превосходительство?
- Ну, конечно, видел на картинах нашего почетного гражданина Брейгеля. Он даже когда рисует Брабант, на заднем плане у него всегда Альпы!


Вешать меньше, но лучше (наказ нового правителя) и Смерть в розовом цвете.
В контексте указа правителя те же лица обсуждают цвет виселицы и ее покраску ( игра слов, живописец и маляр , по-французки (и не только) обозначаются одним и тем же словом).



Сороке скормили бабочку
Появляется палач, ловит бабочку и скармливает ее сороке на виселице. У этой сцены наверное есть какой-то символический смысл, но меня она потрясла техничностью. Кукольная сорока съела кукольную же бабочку, так что я не успела заметить куда она (бабочка) делась, то есть иллюзия была убедительной.
Разумеется спектакль на этом не закончился, но я и не ставила себе задачи о нем исчерпывающе рассказать, просто несколько штрихов на память.

После антракта зрителей ждал другой фарс, Искушение Св. Антония.


Гравюра Искушение Св.Антония. Государственная библиотека Бельгии, Брюссель.


Искушение Св.Антония, 1558 г, масло на доске, Национальная галерея Вашингтон.

Гравюра Брейгеля гораздо более известна, чем картина, которую даже не все включают в список работ художника. Но именно на картину, которая была обнаружена и атрибутирована только в 1934 году, ссылается театр в пояснениях к спектаклю. В картине видно подражание И. Патиниру, пейзаж Динантский, как и у него, и Босху, что вообще было характерно для раннего Брейгеля.
Ведущий представил второй спектакль, как короткий вариант Искушения Св. Антония, который по кругу показывали на ярмарках. Уже к началу XVIII века этот сюжет был настолько популярен, что бараком Св. Антония называли передвижные театры в целом, а Искушением, называлось любое кукольное представление. Гельдерод претендовал, что записал его со слов старых неграмотных кукольников. Но согласно Всемирной Энциклопедии искусства марионеток, тексты всех 5 спектаклей для театра кукол были написаны им самим с 1924 по 1926 год, в том числе и Искушения Св. Антония. И этот последний, я вчера почти случайно нашла у себя дома (в сборнике текстов разных лет Гельдерода, 1975 года издания) и прочла. Гельдерод посвятил свое Искушение Энсору (да, у него тоже есть Искушение Св. Антония), но в описании места , где живет отшельником Антоний, и в почти Земном охвате и в узнаваемых местных деталях, чувствуется Брейгель, причем уже зрелый, в полной силе. Так что у колыбели этого спектакля собралась такая славная компания выдающихся художников кисти и слова, что даже их незримого присутствия хватило.


Акцент здесь на незримого. Потому что в декорациях спектакля, как не старалась их не заметила. А вот главные герои Св. Антоний и его Хрюша, совершенно соответствуют и Гельдероду и традиции ярмарочных Искушений. Были даже кукольники , которые использовали для этого спектакля живого поросенка.



Сцена искушения жизнерадостной бегинкой , которая потом оказывается дьявольским воплощением.



Вообще в спектакле много спецэффектов. Хрюша в кульминации дьявольских штучек бегала по сцене с бенгальским огнем на хвосте.


После перенесенных испытаний Св. Антоний и Ангел.

В общем я очень рада, что мне удалось посмотреть эти спектакли, ведь предыдущий раз Тоон VII играл их больше полувека назад (хорошо хоть не 450 лет назад).

Брейгель, Брюссель, живопись, театр TOONE, мои фото

Previous post Next post
Up