Брюссель . Инаугурация памятника 15 ноября 1926 года.
Все уже отписались про слова , уводящие в прошлое, а я в отстающих. Хоть я и получила от
ya_exidna совершенно замечательные слова , но никаких детских воспоминаний ни про одно из них не всплыло. Зато эти слова идеально подходят к моим ранним впечатлениям от Брюсселя, к тому же те брюссельские лестница , памятник и конфета, о которых я собралась написать уводят в прошлое гораздо дальше, чем мой детский опыт.
1. Лестница.
Разумеется в Брюсселе множество лестниц, первая о которой я задумалась, приехав сюда осенью 2003 года , была в доме 1949 года постройки, в котором мы сняли квартиру. Она такая узкая, что по ней невозможно вносить мебель при переезде, но так здесь и переезжают через окна. Казалось бы ее и надо вспомнить в этом флешмобе, но нет, речь пойдет о другой.
Лестница, поразившая мое воображение, выделяется даже на фоне многочисленных и разнообразных - Дворца Юстиции, который сам по себе весьма неординарное сооружение. Построенный полубезумным архитектором Пуляртом, который впрочем не дожил до завершения строительства в 1883 году, Дворец при полной эклектичности (там и Вавилон, и Египет, и Греция с Римом) производит удивительно цельное впечатление. У меня даже фотография этой лестницы нашлась ( вид сверху вниз), хоть я и не уверена, что на ней можно разглядеть то, что меня собственно поразило. Ведет она с улицы Миним (то есть из нижнего города) в огромный зал ожиданий Дворца, высота ее не менее 40 м (точную цифру не нашла), и состоит из трех или 4-ех довольно крутых пролетов в одну линию ( на фото - два из них и внизу окно над теми, что не видны) , перемежающихся площадками , которые смотрятся как гигантские ступени. Если отвлечься от колонн и балясин на ум приходят зиккурат или пирамиды ацтеков. Говорят Пулярт замыслил именно эту лестницу, как главную, чтобы преступники проникались величием правосудия прям при входе. Но не трудно догадаться, что желающих на такую высоту ножками подниматься- спускаться не нашлось и аргументируя тем, что Дворец место суда, а не казни, опять же ассоциации с восхождением на Голгофу или пирамиду жертвоприношений ни к чему, да и тем, что именно судьи должны входить через главный вход, а они ничем не заслужили на эту пирамиду каждый раз карабкаться, вход сделали с площади в верхнем городе (которая носит имя Пулярта, естественно:)). А лестницу с печатью безумного гения не используют, и даже не все о ней знают.
2. Памятник.
Про памятник будет в основном в картинках, которых у меня аж три, два скана с фотографий 1926 и 1928 года , и одна моя фотография этого памятника, которой я горжусь:). В центре Брюсселя есть три конных памятника, но два из них, хоть и являются неотлемлемой частью прекрасного вида, сами по себе при знакомстве с городом мое внимание не привлекли. А вот третий привлек, какой-то необычной для "памятника царю " неказенностью и обобщенностью образа. Прямо какой-то Кащей Бессмертный на коне, помнится подумала я. Леопольд II, о памятнике которому идет речь, остается самой противоречивой фигурой среди бельгийских монархов: про его неоспоримые заслуги перед отечеством публичные деятели редко осмеливаются упоминать, из-за "повешенных " на него ужасах колонизации Конго. Надо сказать, что автор памятника скульптор Томас Винсотт создал образ, в котором своего Леопольда II распознают, как его поклонники , так и его ненавистники, что согласитесь большое достижение. На заглавной фотографии инаугурация этого памятника в Брюсселе , на следующей два года спустя в Леополльдвиле (так называлась до 1966 года столица Конго, теперь Киншасса). В книжечке про эти два воплощения памятника, кроме приведенных фотографий, есть еще много всего интересного, в частности список подписчиков , внесших суммы большие, чем 100 франков. Памятники были воздвигнуты по общенациональной подписке.
Инаугурация памятника Леопольду II в Леопольдвиле 1 июля 1928. Он конечно не уцелел в независимом Конго, и остался только на фотографиях.
И моя фотография 2013 года, с тогдашней же подписью:
Зловещая тень на памятнике Леопольду II.
Мне всегда нравился этот памятник и хотя я не отношусь к Леопольду II , как к "отрубателю рук", пройти мимо такого кадра не смогла.
3. Конфета.
О конфетах Leonidas я знала до переезда в Брюссель (привозили муж и его коллеги), поэтому когда мы приезжали в октябре 2003 снимать квартиру, в моих планах было непременно их купить. В Брюсселе я была впервые в жизни, города совсем не знала, но увидев на запасенной коробочке (я тогда еще была не в курсе, что она называется баллотаном) среди адресов брюссельских магазинов , название улицы на которой находился ближайший к нашей гостинице универсам, решила, что я вполне успею до назначенного нам для подписания контракта времени, купить конфеты, сходив туда пешком . Что шоссе Ватерлоо очень длинная улица, и что бутик Leonidas окажется в 3 км от знакомого универсама, мне в голову не пришло. Так же, как и то, что еще до открытия магазина-окна там соберется очередь. Конфеты я все-таки купила, и даже успела прибежать в гостиницу к моменту, когда муж уже собрался уезжать на встречу без меня. Но никогда, просто никогда в жизни, я не преодолевала столь большие расстояния, столь бодрым аллюром! И все ради Leonidas !
И среди всех кофет этой марки есть одна, которую я выделяю - Манон. Конфета из белого шоколада, сначинкой из кофейного маслянного крема и лесным орехом. В таком виде она была подписана премянником Леонидаса Yanni в 1980 году, и с тех пор , как сами представители фирмы пишут в Вики, стала у их мастом (а я то думала, что это мой личный выбор). Но впервые конфеты с названием Манон появились у Нехауса в 1942, в честь успеха дочери Жана Нехауса, Сюзанны в роли Манон Леско в опере Массне.
Два вида Манон от Нехауса.