Юный барабанщик.

May 21, 2019 16:03



Фрагмент каймы брюссельской шпалеры Оплакивание Христа по картону Бернара Ван Орлея. Эти играющие путти на шпалере с таким сюжетом озадачивают и уж точно запоминаются.

Выставка художника XVI века Бернара Ван Орлея (1488-1541) проходит в Брюсселе в рамках программы Эпоха Брейгеля . Я на нее сходила сразу же после открытия в феврале, но вот только сейчас, за несколько дней до ее закрытия, покажу самое на мой вкус интересное на этой выставке, а именно брюссельские (сотканные в Брюсселе) шпалеры по картонам ван Орлея, большая часть которых приехала из разных стран (США, Франции, Италии, Испании).




1.1 Фрагмент 4-ой шпалеры из цикла Легенда Саблонской богоматери (1516-1518).
Цикл был заказан основателем первой регулярной почтовой системы между Веной и другими европейскими городами Франнсуа де Тасси для своего особняка на Саблоне. Легенда рассказывает о появлении в церкви Саблонской богоматери чудотворной Мадонны из Антверпена. Но для Тасси события XIV века переносятся в XVI и Мадонну встречают члены императорской семьи, которые были оповещены своим почтмейстером де Тасси .Каждая шпалера состоит из трех частей (эпизодов). На фотографии центральная часть шпалеры, где будущий Карл V и его брат Фердинанд несут Мадонну в церковь.



1.2 Фрагмент центральной части той же шпалеры.



1.3 Фрагмент той же шпалеры с портретами Маргариты Австрийской (тетки КарлаV) и Франца фон Тасси (Такси).



2.1 Распятие одна из 4-ех квадратных шпалер цикла Страсти Христа (1518-1522)



2.2 Тот же цикл другая шпалера.



2.3 Христос в Гефсиманском саду ( 1520- 1522) из того же цикла Страстей Христовых ( квадратные) , но уже с влиянием немецкой гравюры и итальянской живописи. Шпалеру ротвезли на выставку из Мадрида.



2.4 Фрагмент предыдущего.



2.5 Фрагмент шпалеры Крестный путь ( 1520- 1522) того же цикла



3.1 общий вид шпалеры Оплакивание Христа ( 1522-25) , Брюссель, но мастерская не установлена, шерсть, шелк, золотые и серебрянные нити. Барабанщик с каймы этой шпалеры, был мной выбран в качестве заглавной фотографии и дал название всему посту.
Шпалера прибыла на выставку из Вашингтона. Играющие путти с каймы с одной стороны перекликаются с детскими играми Брейгеля ( у Брейгеля гораздо больше детей и занятий, но есть совпадения) и с играми реальных детей того времени, а с другой в них не чувствуется ни капли веселости. Поэтому версия, изложенная в каталоге выставки, что эта неординарная кайма была сделана для заказчика, оплакивавшего своего ребенка (или детей), кажется вполне правдоподобной.



3.2 Фрагмент каймы с растительностью.



3.3 Фрагмент каймы путти с птицей.



3.4 Здесь видимо один путти кормит другого.



3.5 Путти на ходулях.



3.6 Путти на "лошадках".



4.1 Первая шпалера из цикла Охота Максимилиана ( традиционное название, но правильнее охота Карл V ). В цикле 12 шпалер (общей длиной 79 метров), где по месяцам (скорее по знакам зодиака) представлены виды императорской охоты в Суаньском лесу в окрестностях Брюсселя. Из Лувра привезли две шпалеры (эту и под номером 5), где город и окрестности легко идентифицируются. Первая шпалера март (овен) вообще исключительно интересна, т.к. на ней Карл V на коне (значительно раньше знаменитого портрета кисти Тициана) на фоне Дворца Куденберг (по виду которого датировали всю серию, 1531 год), виден шпиль Ратуши, башни Св. Гудулы, крепостная стена.



4.2 Крупнее Карл V.



4.3 Фрагмент со Дворцом.



4.4 Ратушный шпиль .



4.5 Святая Гудула



4.6 Фрагмент с зеленью и кроликами.



4.7 Очень интересно рассматривать костюмы участников охоты, и конечно собак.



5.1 Другая шпалера из этого цикла Охота на оленей (сентябрь - символ весы), 1531-1533.



5.2 Фрагмент с собаками крупнее.



6.1 Общий вид грандиозной шпалеры из цикла Битва в Павии (1525-1530) с посторонним мужчиной для масштаба. Шпалера прибыла из Неаполя.



6.2 Фрагмент Битвы в Павии. Все-таки любил ван Орлей собак, вот даже битва не обошлась без собаки.



7.1 Два ковра из серии История Иакова. (шерсть, шелк, 1530-34). Это последний цикл шпалер, который атрибутируется, как Орлеевский, и то его рука видна только на первых шпалерах серии.



7.2 Покрупнее первый из них.

шпалеры, Брюссель, живопись, выставки, музеи, Карл V

Previous post Next post
Up